December 18, 2017

Зачем в метро меняют указатели

Большой город имеет свои плюсы и минусы. Один из минусов - люди теряются в поисках нужного дома, не знают, как уехать в нужном направлении или где сделать пересадку. Особенно это заметно в закрытых системах, типа метро, и при сложных маршрутах. Телефон упростил поиск нужного автобуса и путь по улице, но не снял задачу полностью - людям всё так же легче и быстрее спросить путь у местных, чем лезть в телефон.

Всё это вызывает стресс и снижает уровень комфорта среды, поэтому города по всему миру сегодня стараются сделать путь человек понятнее и проще. Для этого разные указатели и виды транспорта объединяют в систему, которая сможет довести человека от двери до двери без чувств тревоги и стресса.

Три года назад в московском метро начали тестировать новые элементы навигации. Спустя какое-то время к ним добавились пешеходные, велосипедные, автобусные и узловые указатели. Всё это - части одной большой системы транспортной навигации.

Что-то новое

Раньше в Москве не было пешеходных и велосипедных стел на улицах, поэтому их появление не вызывало бурных эмоций. Появление чего-то нового на пустом месте приятно, но воспринимается как должное.

Аналогичная история произошла с напольными указателями в метро - раньше ничего не было, а сейчас кружки со стрелками появились.

Зато когда кто-то посмел заменить старые указатели на новые, то в соцсетях бомбануло. Пошли типичные тезисы «только не в моём дворе», «при Лужкове такого не было» и «а мне и так было нормально».

Проблемы старой навигации

Есть решения, которые хорошо работают лишь до определённого момента. Например, когда у вас команда из 5 человек, то можно работать через общий чат - будет просто и эффективно. Когда вас 200 или 2000 человек, то через чат работать невозможно, нужна чёткая структура с электронным документооборотом и площадкой. Это намного сложнее, но без этого никак.

Старые указатели метро появились в 1980ых годах, были простыми и понятными. Сложно запутаться, когда у тебя вся информация на одном носителе. Проблема лишь в том, что информации стало слишком много.

Тексту стало тесно, туристы долго вчитываются в поисках нужной строчки, а объяснить человеку маршрут легче через «первый вагон из центра, из дверей налево, потом направо, по лестнице и 103 метра прямо». Проблемы старой навигации особенно заметны по приклеенным указателям на стенах и на сходе с эскалатора, где люди останавливаются в поисках нужного направления. Если же человек не знает русского языка, то московское метро без проводника становится ловушкой.

Ограниченность указателей, отсутствие системности, второго языка, устаревший вид, крупные международные соревнования и слёты - основные причины пересмотра всей системы транспортной навигации в городе.

Планирование и подтверждение маршрута

Навигация ведёт человека, это главное отличие подхода. Не нужно каждый раз выливать тонны ненужной информации - все элементы можно разделить на указатели, которые помогают человеку спланировать маршрут и подтверждающие правильность пути.

Если возвращаться к метро, то на входе будут стелы с информацией обо всей системе. Это точка знакомства человека с транспортом, поэтому тут крупные стелы и подробная информация.

После постройки маршрута в первой точке нужно давать подсказки в точках принятия решения. Развилки, лестницы, выходы из вагона и другие места должны быть с указателями «ты классный, тебе сюда».

Больше всего проблем возникло с указателями на платформах. Все привыкли к перечислению абсолютно всех станций, но это противоречит системе и откровенно плохое решение для метрополитена с несколькими сотнями станций. Поэтому тестировали варианты с указанием конечных, центра и сторон света.

Все понимали, что у москвичей сложился определённый паттерн за десятилетия, но сделать нормальное перечисление на подвесных указателях и сохранить читаемость невозможно.

Раньше подобное уже было, а сегодня указания сторон света хорошо работает во многих метрополитенах мира. Проблема лишь в том, что в Москве есть кольцевые и линии с севера на север города. С появлением новых колец и вилочного движения станет ещё сложнее.

Следующая порция информации нужна по приезду на станцию - куда выходить? Для этого на станциях должны поставить такие кругляши с картой местности и отмеченными выходами:

Если человек знает номер выхода или ему нужно в Кремль, то можно пропустить этот шаг и идти по подвесным указателям - там даются номера выходов и выдержка самых значимых точек интереса:

Следуйте за нужной цифрой и выходите в нужном месте! На пути у вас ещё раз будут карты, чтобы освежить маршрут на местности.

После вы уже идёте сами и если нужно обращаетесь к картам на пешеходных стелах, остановках и пунктах велопроката.

Карты и ориентация в пространстве

В рамках проекта была подготовлена пешеходная карта города. В отличие от автомобильных навигаторов и онлайн карт, здесь отмечены важные для пешехода вещи: переходы, входы, заборы, ареал доступности и так далее.

Появились 2Д и 3Д макеты здания для ускорения поиска на местности и дополнительных подтверждающих маяков на пути. Увидел ГУМ на пути - вспомнил ГУМ с карты - ты на верном пути.

Со школы нас учили, что север всегда сверху. Эта было обоснованным правилом по умолчанию в доцифровую эру, когда карты рисовались индивидуально - нужно было рисовать карту с нуля, чтобы повернуть её. Сегодня ГИС технологии позволяют вертеть карту без каких-либо проблем, а само правило устарело.

Карты ориентируются по ходу вашего движения: если дом на карте спереди, то он будет перед вашим носом. Это позволяет в разы упростить ориентирование и не искать север по солнцу. Всякие автонавигаторы пользуются этим давно, хотя изначально это подметили с бумажными картами, которые вертят в руках по ходу движения.

Проблемы с таким расположением возникают у людей, которые знают местность и имеют ментальную карту у себя в голове. Мягко говоря, это ломает мозг. Благо это не целевая аудитория указателей - они рассчитаны на помощь новому пользователю, который не знаком с районом.

Минуты, а не метры

- Ты где?
- Мне осталось идти минут 7.

В повседневной жизни люди обычно мерят расстояние временем. Поэтому в навигации везде указываются минуты, а для масштаба нанесён 5-ти минутный круг для пешеходов и 10-ти минутный для велосипедистов:

Пиктограммы

Сначала картинки, а потом текст - это правило работает не только в интернете. Поэтому был разработан комплект пиктограмм, которые идут перед текстом. Картинки универсальны, не нуждаются в переводе, занимают меньше драгоценного места и быстрее считываются. Идеальная навигация в принципе должна быть в виде иконок и картинок.

Будущее

Проект единой навигации в процессе реализации - нужно дорисовать карту Москвы, расставить стелы в рамках Моей улицы будущих годов, доработать велометрошные указатели и так далее. Ещё нужно ежегодно актуализировать информацию на носителях и в принципе мониторить эффект. В общем, работы очень много.

Следить за проектом можно на специальной странице мос.ру. Туда же обещают выкладывать стандарты, которые смогут копировать регионы для избегания ошибок.

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб

Посты по теме:
Навигация в городе

Новая транспортная навигация Москвы: как она работает

Как не нужно делать городскую навигацию