Прогулка по Линцу: архитектура, пешеходные зоны, трамвай и трамплин на парковку
Вы не поверите, но за этот год я побывал в Линце аж пять раз. Так уж вышло, что к нашей деревне это был ближайший крупный город с возможностью уехать куда-то дальше. Вообще про европейские железные дороги и вокзалы будет отдельный пост (а может даже три), сегодня же посмотрим на сам город!
01. Линц третий по численности город Австрии, но первый по скучности. Знаете, это тот момент, когда вроде как всё на своих местах, удобно и хорошо, но скучно. Обычно такое встречается в Германии, но немцы наверняка бы оценили дух Линца. Самое запоминающееся сооружение – железная дорога на улице:
02. Вообще в этом нет чего-то прямо уникального – города росли и поглощали железные дороги. Про отвод и ГОСТы не везде слышали, поэтому появлялись железнодорожные улицы. В Нью-Йорке раньше для этого даже нанимали специально обученного человека с колоколом, который скакал перед поездом. В наше время такие ветки либо пустили под землёй или на эстакады для сохранения нормальной скорости, либо закрыли. В Линце пошли по второму пути:
03. Адольф Гитлер хоть и родился в Браунау-на-Инне, но провёл в Линце детство и юность, поэтому считал его родным городом.
04. На территории городского округа находится могила родителей Адольфа и дом его семьи.
05. Википедия говорит, что Адольф хотел сделать из Линца идеальный город Третьего рейха, но почему-то он даже не убрал с улиц троллейбус.
06. Сами троллейбусы мне преимущественно попадались старенькие, зато гармошки:
07. Кривые с нормальными углами позволяют троллейбусам без проблем проезжать узкие перекрёстки. Для сравнения, у нас принято вещать поменьше связок в углах для экономии материалов, а медлительность езды и потеря времени пассажиров никого не интересует.
08. Стрелки переключаются заранее из кабины, поэтому не нужно сбавлять скорость до 5 км/ч.
10. Это главная пешеходная улица и тут ходит трамвай. Стоит отметить несколько важных моментов:
- пешеходная улица должна иметь хорошую транспортную доступность, иначе она будет пустой
- трамвай лучше всего подходит для пешеходных улиц из наземного транспорта за счёт экологичности и путей – люди видят рельсы и подсознательно ожидают трамвай, но понимают его габариты
- трамвай всегда едет по одной траектории, значит можно отдать больше места пешеходам
- трамваи красивые
11. К слову, пешеходная зона здесь не в виде одной прямой улицы, а с ответвлениями. За счёт этого не чувствуется изоляции и потоки равномерно распределяются по району.
12. Вернёмся к трамваем: некоторые платформы доработаны деревяшками. Скорее всего раньше ходили другие модели, а после замены было решено сделать один очень хороший вход внутрь. Деревяшка дешёвая, не портит трамвай и легко монтируется – дёшево, сердито, не по ГОСТам.
13. Это та же улица, но уже с проездом машин. Тут мало места, поэтому сделали венскую платформу – машины притормаживают из-за подъёма до уровня дверей, а люди могут без ступенек попасть в трамвай. Подобный компромисс был в прошлом году сделан в Москве.
14. На главном вокзале трамвай уходит под землю, за счёт чего получается вертикальная пересадка с жд платформ по эскалатору вниз на трамвай:
15. Просто интересная остановка у сквера:
16. Сзади туалет, который я по какой-то причине решил не проверять на работоспособность. Я же Гершман – вижу туалет – ругаю мэра Пскова.
17. И ещё одна остановка. Точнее две. Они совершенно обычные, но они правильно расположены на перекрёстке рядом друг с другом. Это очень важно для цельной работы всего транспорта и пересадочной модели маршрутов.
18. Билет действует во времени, поэтому маршрутов мало, но ходят они часто – люди делают пересадку и добираются до места быстрее, чем если бы они ждали прямой редкоходящий маршрут. Это как в метро: одна улица – один маршрут с остановками-пересадками.
19. Завязываю с транспортом, но напоследок линцский велосипедист, временная велодорожка и держалка у светофора на время ожидания!
20. Хорошая игровая площадка с рельефом, водой и заслонами – она позволяет детям познать мир вокруг себя и его законы. Но зимой не работает)
21. Для детей постарше. Удивительно, но как-то обходятся ироды без Кремля и аляповых цветов!
23. Основная застройка Линца в принципе понятная и особо останавливаться на ней смысла нет. Скажу лишь, что в городе полный бардак с рекламой. Дизайн-кода вывесок на них нет!
24. Встречаются интересные примеры модернизма:
26. Только здесь архитектор аккуратно поработал со средой вокруг. Громадина встроена внутрь квартала и видна издалека, со стороны же улицы первые этажи не выше соседей по кварталу.
27. После второго этажа начинается терраса, а уже после отступа основная часть здания. В итоге человеческий масштаб сохранён, выбитый зуб заделан, архитектор молодец.
28. Тут вышло не так хорошо, но красная линия квартала сохранена:
30. Решение строить новую ратушу приняли в 1975 году, после чего был объявлен архитектурный конкурс. Строительство было закончено в 1985 году.
31. Здесь же первый и единственный подземный переход. Построен был вместе с домом. Сразу можно понять эпоху дома без взгляда на сам дом)
33. Типовая застройка на окраине:
34. Очень аккуратно пристроили лифты. Они не только не нарушают вид за счёт остекления, но и на одном уровне с улицей:
36. Очень похожа на наши пятиэтажки:
38. Квартал был закрыт намного позже постройки той пятиэтажки с помощью новых домов. Закрыт условно, потому что дома разделяют пространство, но не закрывают его:
39. Вместо двора-колодца – двор-улица:
40. На первых этажах бизнес и велокомнаты. К слову, в Линце зимой обычно устойчивый минус и снежная погода, но делать безбарьерную среду они не боятся:
42. Фотографировал я на закате, поэтому не удивляйтесь темноте.
44. В одном квартале абсолютно разные дома. Даже не в плане архитектуры, а класса. Это делается для смешения разных слоёв населения и предотвращения сегрегации города. Когда в одном дворе живёт учительница, бизнесмен, прораб и стартапер, то не будет трущоб, районов для богатых и ненависти друг к другу. Так дороже строить, но зато не нужно потом тратить миллиарды на восстановление социального баланса и комфортной среды в городе.
45. Первые этажи с бизнесом, а выше квартиры. К слову, когда-то в России тоже делали открытые галереи в домах. Как хорошо, что больше такого нет.
46. Тут же бизнес центр и вокзал.
47. Планировка сделана таким образом, что жилые дома минимально выходят на транзитную площадь у вокзала, а находятся больше внутри. В итоге город работает в штатном режиме без неудобств для жителей.
48. Белое на земле – крошка против гололёда. Австрийцы почему-то не льют под ноги реагенты, а предпочитают натуральный камень, который потом можно собрать и использовать по второму и даже третьему разу. Не умеют они деньги осваивать.
50. Торговый центр, видимо на зиму, выстроил у себя на крыше временный трамплин со смотровой вышкой! Попасть внутрь не удалось (П – праздники), но выглядит масштабно: