Паранойя – требование времени!
В обществознании существует так называемая Теория общественного договора. Если кратко и грубо, то люди соглашаются пожертвовать частью своих свобод ради определённых гарантий безопасности. Так появляются правила, ограничения и государство, но зато люди защищены. Теория выглядит вполне жизненной до момента, когда под предлогом безопасности начинается маразм и попытки удержать власть силой.
Я уже рассказывал про имитацию безопасности: проверки в метро, на вокзалах или в аэропортах, бетонные блоки на тротуарах и так далее. Нам пока просто везёт, что большинство террористов тупые и не могут догадаться сесть на жд станции в лесу и подорвать себя у вокзала в центре. Но ежедневно миллионы людей подвергаются неудобствам и принимаются за злоумышленников только из-за желания доехать до работы на поезде.
Все миллиардные затраты на рамки, мальчиков в жилетках с видеорегистраторами и памятки на случай подозрительных людей кажутся особенно смешными, когда ты приезжаешь из какой-нибудь Германии, Франции или Великобритании, где ничего этого нет. Не потому что они там тупые или бедные – они не признают победы террористов, а уровень развития общества просто не позволяет так разбрасываться деньгами и жертвовать своим повседневным комфортом ради сомнительных затей. Для реальной же безопасности используются другие средства и методы: уловители взрывчатки, мониторинг сетей и так далее.
Но стоит признать, что даже российским безопасникам далеко до узбекских коллег, которые возвели паранойю в масштаб абсурда.
Начнём с самого начала. Вы прилетели в страну плова и синих куполов, дальше ваш ждёт полтора работающих окошка паспортного контроля на весь огромный Боинг, но это полбеды: встречающие будут вас ждать за забором аэропорта. Вокзалы и аэропорты доступны только для людей с билетом, поэтому внук не поможет бабушке донести сумку или муж не поцелует жену перед отлётом в Турцию.
Особенно смешно выглядят привокзальные площади, этр огромные пустые пространства. В аэропорту Ташкента архитекторы заложили специальную эстакаду для разделения потоков прилёта и вылета в разных уровнях, но в итоге туда никого не пускают. В Самарканде же площадь перед аэропортом можно спутать с посадочной полосой:
В Европе для прохода в самолёт нужен паспорт (или карта ID) и штрихкод в телефоне. Многие ещё жалуются, что у нас нужно физически печатать билет ради одного штампа. Ха! Вы просто не были в Узбекистане: проверка талона через каждые 10 метров, один проверяющий всегда видит другого, а печать ставят несколько раз специально обученные люди с каменными лицами! Естественно процесс нельзя снимать под предлогом смерти, но проверяющие сами попросили сделать кадр для проверки камеры...
В самом же аэропорту к каждому сотруднику будет приставлен строгий сотрудник, за которым будет стоять другой сотрудник органов. Времена нынче суровые, никому нельзя доверять! Не удивлюсь, если жена у них тоже одна на троих.
Ну да ладно, перейдём к Ташкенту. Я честно думал, что в России самое большое число полицейских на улицах – ошибался. В Ташкенте сотрудники идут на расстоянии прямой видимости друг от друга, а дорожные полицейские на каждом перекрёстке. Главная цель всего этого – вселить страх и подчинение вовсе не перед диктатурой режима, а перед ТеРрОрИсТаМи! Дорожные же полицейские ещё хорошо играют роль перераспределения средств одних людей другим.
Конечно же нельзя посещать знаковые места города – они для парадов по телевизору, а не для людей:
В прошлом посте про город я писал о пунктах отлова людей у подземных переходов. Не совсем так, но близко: у каждого спуска в метро стоит специально обученный щупатель сумок с милым телефоном в коробке:
Они выполняют крайне важную работу, но я так и не понял, как они ходят в туалет или как спасают стул во время дождя:
Чтобы точно застраховаться от недоброжелателей, в вестибюле у турникетов будет стоять ещё один щупатель. Показал бы вам его, только в метро снимать нельзя – смотреть и ездить можно, а снимать – нет.
Ташкентское метро очень красивое, только его испортили плохим освещением и тупыми запретами. При том я честно хотел по привычке нарушить правила, но меня отговаривали даже из России – прислушался ради экономии времени, а ведь ещё могли удалить фотографии трамвайных стрелок!
Поэтому только одна фотография на телефон из кармана:
Стоит признать, после моего отъезда снимать метро всё же разрешили. Совершенно верный шаг, потому что запрещать снимать то, что у всех на виду – первый признак бардака и бздеца. Осталось снять тупые плакаты, которые имитируют заботу о безопасности:
Я пытался посчитать количество таких плакатов на одной станции метро, но не успел – приехал наш поезд. Но в одном вагоне было около 4, на станции же не менее 5. Даже самаркандский трамвай пострадал от рук чекистов:
Мораль: не верьте любому бреду, который делается во имя безопасности. Чаще всего это попытка показать заботу и невозможность реально обеспечить безопасность. Если государство самостоятельно начинает запугиватт людей, то террористы победили, а царь останется ещё надолго в кресле, потому что общество ему это позволило.