Мировой велоконгресс в Москве – какие выводы?
На прошлой неделе в Москве проходил VI Всемирный зимний велоконгресс. Это относительно новое явление в мире велотранспорта, но право проведения считается хорошим достижением. В случае Москвы весь мир впечатлил прошлогодний велопарад в -28 – многие захотели лично посмотреть на велосипедизацию крупнейшего мегаполиса мира со снежной и холодной зимой.
На несколько дней Москва стала велосипедным центром мира, где участвовали два вице-губернатора, заместитель министра транспорта РФ, четыре российских мэра, представители департаментов транспорта регионов России, три посла, представители ООН, лидеры большинства крупнейших велоорганизаций мира и восемь министерств транспорта Европы. Интерес к мероприятию проявил лишь Департамент транспорта Москвы, хотя послушать о содержании улиц и принципах безопасного движения было бы полезно комплексу ЖКХ и дорожным полицейским.
Мероприятие проходило в Технополисе в Текстильщиках. Докладчики из Скандинавии, Канады, США и других стран рассказывали про свой опыт уборки снега, аналитики данных, привлечению людей и другие важные вещи.
Велосипед может быть круглогодичным транспортом, но только при правильной организации уборки снега. Тут хороший опыт был из Канады и Финляндии – там при проектировании сразу закладывают буферные зоны для снега и есть чуть ли не целые научные институты для выбора нужных способов уборки.
Например, в Канаде резко выросло использование велосипеда зимой после отмены подсыпки крошкой и начала использования соляного раствора. У всех логика примерно одна – приоритет уборки тротуаров и велодорожек и специальные регламенты уборки велодорожек (не автомобильные).
Было много интересных и поучительных история. Например, несколько лет назад полиция в Калгари рекомендовала горожанам не ездить на велосипедах зимой, а сегодня полицейские патрулируют улицы на велосипедах. Уверен, что Собянину было бы полезно послушать про такие истории успеха. Пока же посмотрите на мэра Альметьевска и бывшего мэра Копенгагена по техническим и экологическим вопросам на тандеме:
Была интересная секция про велопрокаты. Прокаты без станций взрывают мир и захватывают города десятками, а в Москву впервые приехал Мобайк – я рассказывал о нём совсем недавно. От ОФо же никто не приехал, хотя они планировали заходить в Москву.
В рамках конгресса были воркшопы и экскурсии. Я долго думал, пойти ли на экскурсию в ЦОДД или же поехать с иностранными чиновниками по московским дорожкам. Выбрал второе и не пожалел – такое развлечение да ещё и бесплатно! В ЦОДДе же, со слов других людей, велосипедистам рассказывали про моделирование потоков автотранспорта – про велосипедистов особо не вспоминали.
Департамент ЖКХ знал о проведении мероприятия, но найти в себе силы на уборку нескольких улиц в центре не смог. То есть можно было бы спустить всё на последний снегопад, если бы на каждой улице были велодорожки, но Москва не может этим похвастаться. Часто даже парковки были лучше убраны, чем тротуары и дорожки. Это даже к лучшему – иностранцы увидели настоящую Москву и приоритеты уборки.
На фото представлены три состояния Москвы после любого снегопада: лужи, лёд и кучи снега
Отдельное внимание заслуживает дрист. Страдают пешеходы, велосипедисты и водители, но отменять многомиллиардные ежегодные закупки или менять регламенты уборки никто не собирается.
Дворники даже при наличии буферных зон умудряются скидывать снег аккуратно на велодорожки и полосы. Стоит ли после этого удивляться, почему даже в тёплую зимнюю погоду в Москве мало велосипедистов?
Для сравнения, во время снегопада на прошлой неделе в Париже первым приоритетом чистили автобусную, пешеходную и велосипедную инфраструктуру. Кстати, справа на велобайке едет начальник парижского департамента транспорта:
На небольших убранных участках даже прокатные велосипеды с летними колёсами ехали без проблем. Хотя были известные всем проблемы, с которыми ничего не могут сделать уже несколько лет:
Это лучшая велодорожка города.
В целом участники остались довольны: было случайно свёрнуто 4 зеркала неправильно припаркованных машин, небольшая стычка у Пушкина и штурм куч снега. Иностранцы были под большим впечатлением – где ещё так развлекают?
Велосипеды Велобайка, к слову, хорошо работают зимой. Ну так, к слову (это очень толстый намёк).
Москве ещё далеко до передовых практик устойчивого развития и полноценной велосипедизации. Это простой факт, с которым нужно работать, а не оставлять этот вопрос потомкам.
Передвигаться же по городу без риска сломать конечности, утонуть в куче снега или быть облитым грязью можно только на машине и это одна из причин пробок в городе и агрессивной среды в целом. Такая вот политика на уровне города.