March 14, 2018

Как сделать хорошую остановку

Остановка — место знакомства человека с общественным транспортом. Эта встреча может принести радость человеку или закончится позором для города. Будем честны перед собой, с этим у нас большие проблемы и практически каждая остановка в России вызывает шок. Есть всего несколько городов, где осознали важность качества внешнего вида и функциональности павильонов и такое положение печалит. Хотя чего скрывать, у некоторых администраций нет даже единого перечня всех остановок.

Второстепенная роль общественного транспорта в целом и павильонов в частности означает лишь одно — скоро всё это придётся разгребать и что-то делать. Пусть этот материал послужит первым результатом гугла кирпичиком в создании хороших остановок для людей.

Защита от осадков

Дизайн это вопрос не столько красоты, сколько функциональности. Делать полностью закрытые пространства с отоплением и стульями — типовая ошибка многих мэров-популистов. Общественный транспорт должен ходить регулярно, чтобы ожидание человека не длилось дольше 10-15 минут — в таких условиях не нужно возводить отдельный дом каждые 300 метров, а лишь дать место посидеть и укрыть от дождя с ветром. В исключительных случаях маршруты могут ходить редко, но тогда нужно тактовое расписание на всю неделю, чтобы человек мог сфотографировать листок и прийти прямо к автобусу.

Полностью закрытые остановки обладают двумя недостатками: они привлекают маргиналов и дорого стоят. В первом случае это грозит вандализмом и недовольством остальных пассажиров, а во втором — дыркой в бюджете на возведение, отопление и регулярный ремонт павильона. Закрытое пространство выпадает из социального контроля и это основная проблема.

Поэтому стандартный павильон ожидания должен быть с тремя стенками и ровной крышей. Крыша не должно пропускать солнечный свет, хотя может его собирать и пускать на освещение с помощью панелей. Стенки следует делать из стекла. Знаю, у нас очень боятся стеклить остановки из-за вандалов, но просматриваемое место – лучшая защита от вандализма. Ремонтировать и мыть остановки всё равно будет нужно, но так это придётся делать реже.

Модульность

Важно создать не одну модель остановки, а модульный конструктор. Разрабатывать отдельные остановки для узких трамвайных платформ, длинных зон у метро или конечной на окраине города слишком дорого — единый универсальный подход облегчит эту задачу.

На узких улицах остановки возможно лучше ставить стенкой к проезжей части для защиты от брызг. По нашим нормам так делать нельзя, но если обозвать павильон рекламной поверхностью или как иначе, то прокурор не докопается ;)

Иногда для павильона может вообще не быть места — ставим высокий маршрутоуказатель с основной информацией на уровне глаз.

Реклама

Практически все города компенсируют свои затраты на остановки с помощью рекламы. Более того, если не предусмотреть для этого места, то её будут клеить просто на стенки. Поэтому не забудьте предусмотреть место для лайтбокса. Ещё лучше будет сдавать рекламу с обязательством по очистке и мойке остановок — коммерсанты сами заинтересованы в чистоте и будут это делать эффективнее города.

Важно! Реклама не должна закрыть вид на перспективу приходящего транспорта или закрывать обзор на переход. Надеюсь это и так понятно, но стоит упомянуть.

Окружающая застройка

Внешний вид остановки должен быть современным и нейтральным. Павильон должен подойти для исторического центра и панельного микрорайона. Особо хочется подчеркнуть современный дизайн — псевдоисторичность из дерева с чугуном будет оправдана только при работе коломенских трамваев на линии и луноходов на конной тяге на проезжей части, в остальных случаях делайте нейтральный дизайн из современных материалов!

Антивандальность

Про стеклянные стены уже писал выше, но освещение и подлокотники на сидушке тоже не будут лишними — спать в таких условиях будет сложнее.

Информирование

Хорошая остановка должна быть видна издалека за счёт маршрутоуказателя. При приближении человек должен узнать: куда и когда он сможет уехать с этого места, что он должен для этого сделать. Для этого вешают схему маршрутов этой остановки и расписание на неделю, в премиум варианте идёт билетный автомат и онлайн табло к бумажному аналогу.

В типологии элементов обычно разделяют два носителя: стелу с маршрутами и павильон с детальной информацией. Столб с маршрутами должен быть виден издалека и давать основную информацию для пользователей. На павильоне же висит детальная карта отправлений с остановки, сколько стоит проезд, объявления о приёме на работу, ссылки на сайт и так далее — там для всего этого больше места.

Остановка служит не только точкой входа пользователя в транспорт, но и выхода. Пешеходная карта местности с основными точками и отмеченным общественным транспортом поможет сориентироваться и довести человека до нужного места.

Про умные терминалы с возможностью прокладки маршрута можете смело забыть — слишком дорого для единичных пользователей. Полагаться только на электронные сервисы в телефоне пассажира тоже не стоит, ведь у кого-то может сесть батарейка, кто-то не знать о сайтах или не владеть языком и так далее. В общем, надёжнее и дешевле бумажного носителя ещё не придумали.

Отдельно не забудьте предусмотреть место для временных объявлений. Место должно быть заметным для новых и постоянных пользователей системы.

в Париже забыли про объявления...

Доступность

Делать остановку выше уровня тротуара можно только во дворе местного департамента транспорта — никаких ступенек или препятствий на улице быть не должно. Если каким-то боком остановка стоит выше или ниже тротуара, то нужен пологий спуск. Пример как делать не надо из Тулы, где сделали холм на ровном тротуаре:

Для слабовидящих людей на электронных табло обычно делают специальную кнопку — компьютер проговаривает номера маршрутов и время подъезда. Делать подобное в виде отдельных стендов или давать информацию о всех маршрутах города смысла не вижу — слишком сложно для всех участников процесса. Поэтому лучше дать номер справочной на непонятный случай.

Отдельно стоит напомнить про доступность общественного транспорта для пассажиров: никаких карманов! Автобусы и троллейбусы не могут нормально подъезжать к остановкам из-за лишних движений рулём и запаркованности. Впрочем, подробно про это я уже писал.

Дополнительные сервисы

Под предлогом экономии бюджета, места для обогрева или собственной некомпетентности многие муниципалитеты совмещают остановки с ларьками. В результате город получает грязь, мусор и машины желающих купить сигареты вместо автобусов. Зато сервисный центр местного оператора транспорта, автомат пополнения баланса с USB-зарядкой или едой, Wi-Fi и урна позволят смело говорить об инновационности без вреда для пассажиров.

Делать туалеты вместе с остановками я бы не рекомендовал, обслуживать такое транспортников не учили. Хотя иногда это вынужденная мера для водителей во время перерыва — следует разработать совмещённую с остановкой кабинку на ключе.

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб