Последние новости из Петербурга
В чём прелесть Москвы? Что ты приезжаешь раз в полгода-год, а тут постоянно что-то новое! Город не успевает наскучить и его хочется изучать! Даже некоторые жители города умудряются редко приезжать в другие районы и с удивлением открывают для себя новую-старую улицу или сам район.
С Петербургом ситуация другая: приезжаешь сюда, а тут всё на своих местах и стабильненько – стабильно всё заставлено машинами, узкие тротуары, обветшавшие дома и километры заборов. В один приезд может идти ремонт улицы и локальный ад, а через год тут будет всё как два года назад. Максимум вместо асфальта и страшных столбов будет гранит с чуть более красивыми столбами, но хаотичная парковка, паутины проводов и дедушка в халате у магазина останутся на месте. Совсем другое дело новые районы – бывшие поля умудряются с огромной скоростью превращаться в новые гетто, но об этом в другой раз (спойлер: всё плохо).
Маршрут Москва-Петербург сегодня самое загруженное ночное жд-направление в Европе. Более того, скоростное сообщение тоже на пределе. Высокоскоростную железную дорогу всё-таки стоило начать проектировать не в сторону Казани, где поток только начал бы формироваться, а между двумя столицами – тут это уже нужно как воздух. Я же в этот раз впервые поехал с Курского вокзала в Петербург на новом маршруте Н.Новгород-СПб.
Курский вокзал интересен сам по себе. Здание вокзала было реконструировано в 1968—1972 годах, витринная часть получилась в современном на тот момент стиле: простота, много света, функция преобладает над формой. Памятник своего времени:
Внутри относительно недавно встроили торговлю, которая хорошо встала – кафе и магазины не мешают проходу, а дополняют поездку. Приятно иметь возможность поесть перед дорогой или купить чего в путь, тем более это не вызывает лишних поездок на машине.
Со стороны же путей оставили оригинальный фасад:
Сам Сапсан такой же, как и на обычных маршрутах Москва-Петербург. Мне кто-то рассказывал, что буфет Сапсанов признан лучшим местом для бизнес знакомств, а некоторые леди специально ищут здесь себе мужей ;)
Путь от поезда в город постоянно перекрыт зонами досмотра или какой-нибудь торговлей. Тут случай, когда всё сделано не для удобства пассажиров, а для комфортного отчёта чиновника. Напомню, что на наше счастье террористы тупые и не догадываются о станциях электричек в лесу без зон досмотров и даже касс – заходи с чем хочешь и едь спокойно в самый центр.
Наклеенные листки А4 с указателями – один из верных признаков плохой навигации. Это простительно в здании ЖЭКа, но на одном из главных вокзалов страны это лютый позор.
Эти лавки из той же серии – на вокзале сложно присесть из-за большого числа людей, но расстояние между скамейками не дадут сесть друг напротив друга:
Комфорт людей? Что вы, нам же нужно от пробок спасать город – идите в обход! Пробки, конечно же, никуда не делись, но люди с чемоданами теперь делают круг.
Кажется, два года назад я чуть не купил здесь Лупу:
Петербуржцы и чиновники очень гордятся своим наследием. Спасибо Петру и Российской империи за город, но современники мало что сделали для его развития. Принцип простой: не трогай, пока не сломается окончательно. Поэтому в центре прибавляются лишь знаки с ядовитой рамкой и заборы. Оградки не имеют отношения к улучшению безопасности, скорее они её только ухудшают – велосипедист не сможет перейти на тротуар в случае опасности, водители с пассажирами идут по дороге до ближайшего разрыва, а при аварии такой забор становится шрапнелью. В каком-то смысле заборы вообще разрушают саму природу города – они не соединяют людей, а разъединяют их. Жалко, что в мэрии города нет урбанистов, архитекторов или нормальных транспортников.
Иногда петербургский консерватизм бывает к месту. Например, тут не стали играть в светофорного б-га и оставили фазы красного по 20-40 секунд на большинстве улиц в центре. Для перехода не нужно состариться, в итоге большинство людей не перебегают, а спокойно ждут зелёный. Но будем реалистами, это исключение.
Чаще всего консерватизм города проявляется так: что-то неудобное для всех, но делать мы ничего не будем – пусть все страдают, как и наши предки. Поэтому как наши предки затаскивали детей и сумки по ступенькам, так и вы страдайте.
Ограждение? Настил? Обход? Это испортит восприятие города, поэтому как-нибудь без этого.
Центр Петербург чистый – здесь не очень много открытого грунта и газонов, поэтому грязи сложно появится, разве что машины привозят на колёсах из спальников. На окраине же всё как обычном российском городе. В принципе, если сделать заборчик вдоль земли, то можно будет посадить кустики и газон.
А вот и источник грязи, пыли и плохого здоровья людей:
В городе умеют хорошо укладывать гранит, в отличие от Москвы. Но при этом забывают про комфорт людей. В парадигме ценностей города сначала идёт машина, парковка и лишь где-то в конце пешеходы. Грустно, ведь все люди – пешеходы, но именно они страдают из-за неэффективного транспорта и становятся жертвами пробок в головах людей. К счастью, Москва это уже прошла и расширение тротуаров поставлено на поток (хотя и не всегда в нужном объёме).
Открою секрет – тактильная навигация на улицах неправильная. Зона опасности выделяются пупырышками. Но спасибо, что не красите в жёлтый – тут всё правильно.
Ну как так можно? Запомните простую цепочку приоритетов: пешеход, велосипедист, общественный транспорт, полоса для движения машин и лишь в конце парковка. Вопрос транспорта в городе утыкается в ограниченное пространство и провозную способность, поэтому сначала делаем условия для более эффективного и компактного способа передвижения, а потом парковку. Это не вопрос религии или рассуждения – это математика, который плевать на предрассудки.
Как люди всего мира теряют красоту? Просто:
Бытовое варварство бич наших городов. Мы не видим ценности деталей, гробим задумки архитекторов банальной экономией и портим город ради сиюминутного комфорта. Как вы думаете, думал ли владелец с белой рамой о внешнем виде дома при заказе окон? Уверен, что нет, хотя человек наверняка гордится городом, который сам же уничтожает.
Когда-то тут была красивая парадная, которая приглашала людей зайти внутрь и общалась с жителями на «Вы». Теперь обычная железная дверь и разговор дома с человеком идёт в интонации «Слышь ты, вали отсюда».
Вместо города – рекламная газета. Сколько лет в городе обсуждают внедрения регламентации для вывесок? Кажется, лет 10 – за это время Москва успела привести в порядок весь центр и программа дизайн-кода дошла до окраин.
Единственное достижение – наши уменьшенные знаки на улицах.
Может кто знает – планируют ли убирать провода над улицами?
В прошлом году на улицах города стала появляться велоинфраструктура (мой прошлый обзор). Это реальное достижение и перемога – чиновники признали, что есть люди на велосипедах и они тоже часть города. К сожалению, содержание территории страдает. Полицейские не штрафуют за парковку по благим причинам – они уверены в косметическом характере знаков и разметки.
Коммунальщики просто игнорируют уборку и содержание инфраструктуры – так исторически сложилось.
К слову, в этом году у властей города обширные планы по созданию новых дорожек. Как ни странно, но часть работ делают за счёт народного бюджета – жители районов сами готовят и защищают проекты, а город даёт деньги. Уникальный пример для России, достойный уважения. Ещё это наглядное доказательства поддержки велоинфраструктуры жителями.
Не знаю каким чудом, но в некоторых местах вдоль велополос пропали заборы. Хочется верить, что они туда и не вернутся.
Единственная полезная ведь от заборов – за него удобно цеплять велосипед. Серьёзно, других плюсов нет.
От блокировки Телеграма пострадал городской прокат – у них сломалась удалённое наблюдение и настройку. Благо он ещё не начал работать, поэтому пользователи ничего не заметили.
С трамваем в городе по-прежнему всё плохо. Единственная надежда на частно-городской Чижик, но его я ещё не обкатывал. Зато пробка на трамвайных путях в самом центре наглядно демонстрирует городские ценности:
Зато по городу поехали электробусы! На севере города недавно запустили уже третий маршрут (всего 4). Все машины с динамической зарядкой – часть пути они едут под проводами, как обычные троллейбусы, а затем штанги опускаются и они продолжает ехать на батареях. Интересно, при заключении контракта город прописал гарантийный срок на КПД аккумуляторов и утилизацию батарей поставщиком?
Подъём штанг автоматический, для этого поставили специальные уловители:
В отличие от Москвы, здесь не решили рубить с плеча уже имеющуюся инфраструктуру, а улучшили её. Подобные электробусные маршруты обходятся дешевле закупки контактной сети, установки новых столбов и подвода подстанций. Поэтому город смог в очень короткие сроки пустить нормальный транспорт в новые районы, где до этого были только маршрутки.
Всего город купил 115 машин за 2 с небольшим миллиарда рублей.
Внутри стоят валидаторы у каждой двери с возможностью оплаты банковской картой. Хотя в 50% случаев (1 из 2) у меня оплата не прошла – не было соединения с интернетом.
Мониторы и розетки – российские лидирующие технологии в общем)
Если я не ошибаюсь, то пока Петербург лидирует по количеству электробусов в России. Что ж, посмотрим, как они будут работать дальше. Пока вроде нареканий нет.
Такие дела – продолжаю наблюдение!
Кстати, в Петербурге у меня будет две лекции 22 апреля – приходите ;)
- велоинфраструктура Нидерландов и Копенгагена в рамках Велодня: http://dayonbike.ru
- ТЕДх и почему никто не любит урбанистов (а зря): http://tedxbaskovln.ru