Что не так с новыми пешеходными зонами Петербурга
У каждого дома и городской детали должна быть какая-то история. Не в плане «здесь жил и умер тот-то» – любая вещь должна отражать своё время, быть памятником поколению. Например, люди смогут отличить дом 18 века от построек 19 или 20 столетия, аналогично с уличными фонарями, люками или мощением. Пытаться повторить стиль прошлого века, сымитировать детали или целую застройку можно, только это сложно и обычно кончается фиаско – люди чувствуют обман, но у нас этого не понимают. Более того, пока мы тут яростно мастурбируем на успех предков и пытаемся скопировать их подход и стиль, другие уходят вперёд. Что ещё печальнее, мы оставляем после себя третьесортное наследие для будущих поколений.
Я уже писал, что петербургские чиновники очень трепетно относятся к историческому центру. Это не мешает уродовать фасады, превращать улицы в парковку или закатывать в асфальт артефакты прошлого, но не даёт появляться чему-либо, что отличалось бы от прошлого опыта. Все банально боятся принести что-то новое, отрываются лишь на окраинах. Новые пешеходные зоны не стали исключениями.
1-ая Советская
Это новая пешеходная зона у Московского вокзала. Назвать место пешеходным сложно, хотя местные СМИ называют улицу именно так. Скорее о людях тут решили подумать чуть больше, чем обычно, и сделали общее пространство. В итоге всё равно получилась парковка:
Раньше улица не сильно отличалась от своих соседей – море асфальта и парковка. Разве что магазинов побольше.
Сейчас здесь единый уровень и плитка:
На улице планировали оставить места для жителей, парковка планировалась в таких аккуратных карманах:
... но получилось немного иначе – столбики магическим образом стали пропадать.
Здесь планировался памятник карете (зачем!?), но что-то пошло не так. БМВ на подмене тоже сойдёт:
Что за пешеходная зона без какого-нибудь круга?
Уличная мебель обязательно должна стоять параллельно или перпендикулярно. Место под дерево пустует, а земля никак не прикрыта.
Местами деревья всё же появились, но закрыть грунт всё равно не смогли:
В городе очень нездоровая любовь к граниту:
Зачем на пешеходной зоне ставить такие высокие фонари? Обычно вполне хватает двухметровых, заодно жители не получают ночное солнце в окнах.
Решётку канавы стоило дотянуть прямо до водосточных труб:
Качество мощения – единственное к чему нет претензий. Тут город как всегда на высоте, Москве до такого уровня далеко, хотя в Петербурге мостят пару улиц в год, а в столице – десятки.
С парадного входа на Дворцовую площадь наконец-то убрали парковку!
Несложно понять, чем вдохновлялись архитекторы:
Куча-куча кругов. В центре каждого мощение из разного периода жизни города.
Больше кругов! И гранитные лавки, а то рассиделись тут понимаешь!
Архитекторы и градостроители очень хотели сделать пешеходную зону, достойную Петра 1, – нравится? Вокруг ходят люди с телефонами, неоновые вывески, аниматоры Микки Маусы, машины и так далее, а тут кружки – не кажется, что всё это в куче выглядит нелепо?
Можно делать современно и не портить среду?
Архитектуру (да простят меня архитекторы) можно сравнить с модой: вы одеваетесь в удобную современную одежду, а если наденете фрак 19 века, то про вас подумают «вот ебобо». Современные общественные пространства в исторической среде не должны перетягивать внимание с красивых старых домов, но не нужно пытаться сделать новодел под старину из гранита и кружков. К застройке это тоже относится.