April 27, 2018

Прогулка по Тель-Авиву

Израильские города я не очень люблю – слишком проавтомобильные, скучные и банально некрасивые. Это в принципе болезнь новых городов, а тут каждый город новый за исключением древних поселений. Но с Тель-Авивом ситуация другая – это тот случай, когда люди настолько дополняют среду, что каждый приезд среди однотипных домов ты находишь что-то новое для себя. Плюс за последние годы город сильно продвинулся в вопросах велосипедизации, а муниципалитет поставил задачу сделать Тель-Авива городом мирового масштаба – появляется много общественных пространств, строится трамвай, открываются данные и так далее. В общем, пойдёмте гулять ;)

Местами Тель-Авив очень похож на Россию – откровенно страшные дома с изуродованными фасадами и царство автомобиля:

Единственное, нет грязи и парковки всё же легальные и платные:

За обликом домов особо не следят. Хотя коммуникации, блоки кондиционеров и провода хоть как-то оживляют голую стенку:

Обычная улица с типовыми домами – практически все дома города такие. Зато абсолютно правильные пешеходные переходы:

Застройка Израиля пришла на эпоху Баухауса, а после остался стиль господства функции над формой – можно сказать, что в стране исторически сложилось строить просто и без деталей. Справа старый дом, а слева новый – преемственность хорошо заметна, несмотря на разницу в десятилетия:

Разве что за фасадами следят лучше и детали приятнее:

Обычный дом с типовым подъездом – просто и много зелени:

Тут жители решили устроить у подъезда парковку, прямо как где-нибудь в Твери или Ташкенте:

Реконструкция дома с надстройкой этажей:

Общую ситуацию по городу спасает озеленение – деревья закрывают собой дома:

На магистральных улицах глаза редко поднимается выше первого этажа – бизнес с витринами и уличными кафе притягивают взгляд к себе, поэтому на форму домов внимания не остаётся:

Улицы получаются очень живыми и приятными за счёт плотности, компактности и смешанности города. Бизнес создаёт то разнообразие среды, которое обычно обеспечивается архитектурой домов. Тот редкий случай, когда какой-нибудь дизайн-код скорее навредит городу.

Ценного исторического наследия как такого в городе нет. Если не брать в расчёт Яффа, то в городе есть только небольшой квартал колониальной застройки начала прошлого века. Недавно тут провели реконструкцию и сделали торгово-развлекательную зону. Тут уже дизайн-код и охрана наследия, хотя интерьеры и начинка современные:

Внутри зона без машин:

Даже доставщики еды оставляют мопеды снаружи:

Квартал находится в деловом и транспортном центре города, вокруг небоскрёбы, а тут уголок спокойствия и истории:

Контраст потрясающий. Тот момент, когда подобное сочетание не баг, а фича:

Между домов общественные зоны с водой и рыбками. Не забываем, что это всё-таки пустыня!

Интересное решение с болотцем:

Местный пляж. Как после такого можно ездить в какой-нибудь Адлер или Крым?

Бизнес встроен очень аккуратно и не перекрывает море – сверху общественное пространство, а под ним магазины и кафешки:

Вообще в Израиле проблема с детскими площадками – их стараются делать разноцветными и без мысли о развитии детей, прямо как у нас. Тут тоже первая конструкция из рекламного каталога, но хотя бы цвет нормальный:

Во время прогулки даже не думаешь, что находишься в стране, которая постоянно находится в состоянии войны. Но указатели на бомбоубежище возвращают в реальность:

... а затем мимо тебя проезжает полицейский на велосипеде и как-то опять забывается про внешнюю опасность:

В Тель-Авиве сейчас бум велосипедизации. Спасибо удешевлению аккумуляторов и росту города без контроля автомобилизации – велосипед стал дешёвой и быстрой альтернативой для поездок по городу. В этом нет чего-то нового и удивительного, но есть момент, про который многие забывают – контакт людей. Когда люди едут в переполненном автобусе, то хочется закрыться от других, когда в машине – между людьми в прямом смысле преграда. Велосипед же позволяет нормализовать отношение между жителями и наладить готовность к контакту с другими. Иными словами, велосипед – хорошее решение для социализации людей.

Большой минус всей этой истории – люди гоняют по тротуарам. Если вы думаете, что в Петербурге или Москве проблема с велосипедистами среди пешеходов, то нет – нам далеко до Израиля. Велосипеды с моторами легко могут ехать 20-30 км/ч, а электровелики тут у каждого второго.

С каждым приездом в городе всё больше велодорожек, но в основном это просто часть тротуара с разметкой:

От такой инфраструктуры страдают и пешеходы, и велосипедисты. Делать велодорожки за счёт проезжей части пока боятся:

Разве что иногда отнимают парковку для велопроката:

В целом улицы города безопасные – машины не гоняют за счёт правильного дизайна и узости. Дополнительно в последние годы вводят зоны 30 км/ч с приоритетом велосипеда:

Нужно срочно отправлять всех российских чиновников и проектировщиков учить делать безопасные улицы в Израиль. Я сейчас совершенно серьёзно.

... и доступную среду.

Главное, чтобы не смотрели на велоинфраструктуру. Например, тут велополоса без буферной зоны и с обрывом у перекрёстков. Интересно, сколько велосипедистов улетает из-за неожиданного открытия дверей или попадает в мёртвую зону водителей:

Но тротуары такие узкие, что других вариантов нет. Поэтому люди на самокатах, электроскейтах и велосипедах едут по проезжей части:

Интересное решение с велодорожкой на набережной – покрытие специально сделано рельефным для успокоения велотрафика и чтобы люди с колясками не ходили по ней.

Общее во всех проектах велоинфраструктуры – обрыв дорожек и полос у пересечений. То есть вдоль улицы у человека на велосипеде есть своё место, а перед перекрёстком всё обрывается: либо едь с пешеходами, либо с автомобилями.

Получается суматоха – непонятно куда и как ехать.

Знакомые многим маршрутки. Единственный местный плюс – они работают в шаббат. Целые сутки каждую неделю общественный транспорт всей страны перестаёт ходить, кроме маршруток. Хорошая мотивация купить машину, хотя причины пролоббированы религиозной общиной.

Сегодня в городе работают лишь автобусы, которые каждый день встают в пробку. Спасибо автомобильному развитию страны и низкому уровню развития общественного транспорта.

Строительство дорог и стимулирование покупок машин даёт быстрый рост экономики, но это количественный, а не качественный рост. После скачка всё это начинает тормозить развитие.

Относительно недавно в стране появились железные дороги – хоть какая-то возможность ездить без пробок по стране и вдоль Тель-Авива. Строительство продолжается до сих пор – скоро должны связать Иерусалим со всей страной и электрифицировать пути. Кстати, в строительстве принимал участие московский метрострой. Подробно писал об этом ранее.

Сейчас же в Тель-Авиве строят трамвай. В центре он пойдёт под землёй, но ради него уже успели снести одну автомобильную эстакаду.

Ещё в городе появился каршеринг. Сервис работает по подписке – за право доступа нужно ежемесячно платить. Оставлять машину можно на специальных и общей разрешённой парковке. Вообще не очень понятно, зачем сделали отдельные места – видимо платная парковка не справляется со своей задачей или для резидентов слишком большие скидки.

В общем, интересный город!

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Такой разный Тель-Авив