May 10, 2018

Майский праздник улиц в Москве

К майским праздникам я отношусь скептически: демонстрации из прошлого по идеологии умершего режима, военная техника в мирное время на городских улицах и дети в военной форме в праздник мира. Кроме того, лично для меня в это время сложно нормально отдохнуть из-за постоянной работы и сложно работать из-за спящего режима других. Но у этих 10 дней есть крайне положительный побочный эффект – перекрытые для машин улицы. В течение нескольких дней можно спокойно перейти Кремлёвский хайвей, говорить на Тверской без оглушения потоком машин, гулять по центру Солянки, пройти к центру Лубянской площади и так далее. Улицы и площади вновь возвращаются горожанам и эти часы прекрасны своей атмосферой и умиротворением, Москвы раскрывается.

В мае центральные улицы перекрывают несколько раз: первомайские демонстрации, несколько репетиций парада и сам проход военной техники. На парад уже давно не пускают обычных людей, а во время прохода танков нельзя даже перейти улицу – наземные и подземные переходы перекрывают. Зато вокруг красота:

Улицы, с которых обычно хочется побыстрее уйти вдруг становятся дружелюбными и открытыми. Первое время люди по привычке идут по тротуару и переходам, но затем выходят на центр и открывают для себя город с новой стороны:

Заодно раскрываются другие общественные пространства города:

Огромный минус перекрытий – отмена маршрутов общественного транспорта. Это косяк многих мероприятий города, почему-то автобусы с трамваями причисляют к машинам и разворачивают на подступах к центру.

Хотя сложно сказать, чем автобусы с профессиональными водителями опаснее членовозок:

Может дело в изъятии автобусов для нужд полиционеров?

Теперь вход во все двери!

Улицы перекрывают коммунальной техникой. При этом проехать можно через проулки, про которые обычно забывают. Здесь же сначала полоса препятствий от коммунальщиков, а в конце сюрприз от службы перемещения машин:

В Петербурге, кстати, людей от наездов машин защищают временными боллардами, каждый по 200 кг – куда более изящное решение:

Но вернёмся в Москву!

Поступают идеи открыть Лубянку для машин, но куда мы денем всех этих пешеходов!?!

Это ещё спокойный день, все разъехались по дачам, а вот в будний во время перекрытия движения тут всё было забито людьми!

Неужели мы варварски будем гонять людей по лестницам для перехода площади?

Хочется напомнить, что ФСБ зарубило все наземные пешеходные переходы к площади во время прошлогодней реконструкции. В бан-лист попали деревья и фонтан (хотя тут ещё коммуникации сложные). На пару дней площадь всё же вернулась людям, спасибо танкам за это!

Когда-нибудь в города будет мэр, который сможет сделать в центре подобную дружелюбную среду каждодневной нормой и снесёт ужасный лужковский новодел:

Газон на Лубянке кайфовый!

Стабильно на велопрокат высокий спрос – наземный транспорт не ходит, а улицы безопасны для велосипедистов:

Полицейские и коммунальщики обычно спокойно относятся к людям и велосипедистам во время репетиций парада. Увы, но в сам праздник вдруг включается режим вредителя и надзирателя – для перехода пустой улицы всех отправляют под землю:

На праздник через унижение:

Казалось бы, перекрывают центр далеко не в первый раз, все знают о толпах людей и прочих побочных эффектах – что нужно сделать в таком случае? Конечно же расставить заборы на оставшихся улицах для создания загонов. Неужели никому не пришла в голову мысль расширить с помощью заборов тротуары или использовать их для пуска автобусов с обозначением траектории движения? Машин всё равно мало, но толкучка создаётся на пустом месте:

Ну и типичная эффективность заборов:

Плюсов всё же больше, главное грамотно обходить колонны и точки сбора полиционеров.

Жалко, что бизнес на улицах не расскажет о своей сверхприбыли в такие дни – при нашей налоговой системе многие стараются уйти в серый сектор и лишний раз не напоминать о себе.

Предвкушая комментарии про праздношатающихся и город для машин, хочется напомнить, что здесь была когда-то дорога с парковкой и узким тротуаром:

... тут тоже:

Крымская набережная когда-то была большой пустой дорогой:

К хорошему быстро привыкаешь, только пока хорошие места раскиданы по городу, а не представляет что-то целостное. Пешеходные зоны невозможно и не нужно делать во всём городе, но это замечательный пример нужного вектора изменения пространства – место стало дружелюбным и безопасным для людей.

Улицы города – не дорога для проезда и стоянки машин или автобусов, это ещё и общественное пространство. Задача сделать улицы комфортными и безопасными для людей должна стоять в числе первых у любого мэра, ведь это касается каждого из нас каждый день.

Улыбки взрослых, игры детей, велосипедисты и прочие вещи с кадров выше должны быть обыденностью, а не праздником жизни посреди военной техники.

Когда-нибудь основные улицы города будут перекрывать для машин по выходным не ради красивой картинки с танком в телевизоре, а регулярно и ради самих жителей. Так делают в Нью-Йорке, Париже, Кейптауне, Лос-Анджелесе и более чем 500 других городов по всему миру - пора уже Москве и России присоединиться к клубу городов для людей. а ужасный памятник Петру мы переплавим в велопарковки

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...