Майский праздник улиц в Москве
К майским праздникам я отношусь скептически: демонстрации из прошлого по идеологии умершего режима, военная техника в мирное время на городских улицах и дети в военной форме в праздник мира. Кроме того, лично для меня в это время сложно нормально отдохнуть из-за постоянной работы и сложно работать из-за спящего режима других. Но у этих 10 дней есть крайне положительный побочный эффект – перекрытые для машин улицы. В течение нескольких дней можно спокойно перейти Кремлёвский хайвей, говорить на Тверской без оглушения потоком машин, гулять по центру Солянки, пройти к центру Лубянской площади и так далее. Улицы и площади вновь возвращаются горожанам и эти часы прекрасны своей атмосферой и умиротворением, Москвы раскрывается.
В мае центральные улицы перекрывают несколько раз: первомайские демонстрации, несколько репетиций парада и сам проход военной техники. На парад уже давно не пускают обычных людей, а во время прохода танков нельзя даже перейти улицу – наземные и подземные переходы перекрывают. Зато вокруг красота:
Улицы, с которых обычно хочется побыстрее уйти вдруг становятся дружелюбными и открытыми. Первое время люди по привычке идут по тротуару и переходам, но затем выходят на центр и открывают для себя город с новой стороны:
Заодно раскрываются другие общественные пространства города:
Огромный минус перекрытий – отмена маршрутов общественного транспорта. Это косяк многих мероприятий города, почему-то автобусы с трамваями причисляют к машинам и разворачивают на подступах к центру.
Хотя сложно сказать, чем автобусы с профессиональными водителями опаснее членовозок:
Может дело в изъятии автобусов для нужд полиционеров?
Улицы перекрывают коммунальной техникой. При этом проехать можно через проулки, про которые обычно забывают. Здесь же сначала полоса препятствий от коммунальщиков, а в конце сюрприз от службы перемещения машин:
В Петербурге, кстати, людей от наездов машин защищают временными боллардами, каждый по 200 кг – куда более изящное решение:
Поступают идеи открыть Лубянку для машин, но куда мы денем всех этих пешеходов!?!
Это ещё спокойный день, все разъехались по дачам, а вот в будний во время перекрытия движения тут всё было забито людьми!
Неужели мы варварски будем гонять людей по лестницам для перехода площади?
Хочется напомнить, что ФСБ зарубило все наземные пешеходные переходы к площади во время прошлогодней реконструкции. В бан-лист попали деревья и фонтан (хотя тут ещё коммуникации сложные). На пару дней площадь всё же вернулась людям, спасибо танкам за это!
Когда-нибудь в города будет мэр, который сможет сделать в центре подобную дружелюбную среду каждодневной нормой и снесёт ужасный лужковский новодел:
Стабильно на велопрокат высокий спрос – наземный транспорт не ходит, а улицы безопасны для велосипедистов:
Полицейские и коммунальщики обычно спокойно относятся к людям и велосипедистам во время репетиций парада. Увы, но в сам праздник вдруг включается режим вредителя и надзирателя – для перехода пустой улицы всех отправляют под землю:
Казалось бы, перекрывают центр далеко не в первый раз, все знают о толпах людей и прочих побочных эффектах – что нужно сделать в таком случае? Конечно же расставить заборы на оставшихся улицах для создания загонов. Неужели никому не пришла в голову мысль расширить с помощью заборов тротуары или использовать их для пуска автобусов с обозначением траектории движения? Машин всё равно мало, но толкучка создаётся на пустом месте:
Ну и типичная эффективность заборов:
Плюсов всё же больше, главное грамотно обходить колонны и точки сбора полиционеров.
Жалко, что бизнес на улицах не расскажет о своей сверхприбыли в такие дни – при нашей налоговой системе многие стараются уйти в серый сектор и лишний раз не напоминать о себе.
Предвкушая комментарии про праздношатающихся и город для машин, хочется напомнить, что здесь была когда-то дорога с парковкой и узким тротуаром:
Крымская набережная когда-то была большой пустой дорогой:
К хорошему быстро привыкаешь, только пока хорошие места раскиданы по городу, а не представляет что-то целостное. Пешеходные зоны невозможно и не нужно делать во всём городе, но это замечательный пример нужного вектора изменения пространства – место стало дружелюбным и безопасным для людей.
Улицы города – не дорога для проезда и стоянки машин или автобусов, это ещё и общественное пространство. Задача сделать улицы комфортными и безопасными для людей должна стоять в числе первых у любого мэра, ведь это касается каждого из нас каждый день.
Улыбки взрослых, игры детей, велосипедисты и прочие вещи с кадров выше должны быть обыденностью, а не праздником жизни посреди военной техники.
Когда-нибудь основные улицы города будут перекрывать для машин по выходным не ради красивой картинки с танком в телевизоре, а регулярно и ради самих жителей. Так делают в Нью-Йорке, Париже, Кейптауне, Лос-Анджелесе и более чем 500 других городов по всему миру - пора уже Москве и России присоединиться к клубу городов для людей. а ужасный памятник Петру мы переплавим в велопарковки