May 17, 2018

ВелоРига

Поездки по городам бывшего СССР многие воспринимают с ухмылкой, мол не хватает денег на нормальное путешествие, вот и едешь по местам бывшей имперской славы. Если для вас поездка дальше маршрута дом-работа-дача означает пляж, шоппинг и фотки в инстаграм на фоне Пизанской башни, то всё верно, но другое дело изучать развитие города. Города и страны бывшего соц.блока ушли в свободное плавание примерно с одним набором вводных, но кто-то ушёл в авангард, а кто-то остался на окраине цивилизации. При схожих проблемах, некоторые нашли выход и без слёз на глазах переосмыслили своё развитие – именно за этим процессом наблюдать интереснее всего.

Далее будет материал моего хорошего товарища, который весной был в Риге и попутно изучил местную велоинфраструктуру. Климат одинаковый, денег тоже одинаково мало, менталитет схожий, но нам есть чему поучиться и чего не повторять!

В столице Риги я побывал в начале марта, но даже ранней весной в городе то и дело встречались велосипедисты. Если сравнивать Ригу с российскими городами, схожими по размеру и по населению, велосипедное движение и инфраструктура здесь на порядок лучше. Впрочем, обо всем по порядку.

На сайте Рижской думы опубликован план развития велоинфраструктуры с 2016 по 2018 года:

Как видно, велосеть в латвийской столице неплотная и охватывает около 20% территории. Но сеть состоит не из отдельных велодорожек, а из связанных между собой маршрутов, даже междугородних. Уже сейчас можно доехать из отдаленных густонаселенных районов до центра города. При этом бóльшая часть маршрута будет проходить по обособленной от потока машин велодорожке. Именно такая непрерывная сеть позволяет начать развитие велодвижение в городах.

Начнем с велодорожки из Иманты до центра города. Эта велодорожка была построена ещё в 1980-е года и является частью самого полярного маршрута в Латвии – Рига-Юрмала. Практически 80% маршрута составляет велопешеходная дорожка.

В Юрмале велосипедная часть уложена плиткой другого цвета, качество укладки хорошее. При этом знаки стоят не на велодорожке, а между велосипедной и пешеходной частью – редкость для нас.

Часть маршрута городу проход вдоль железной дороги и пересекает её. На переездах установлены зигзаги, чтобы заставить человека с велосипедом спешиться:

У жд станций есть велопарковки. В большинстве случаев их ставят под козырьком здания вокзала для защиты велосипедов от осадков.

На некоторых перекрёстках есть переезды, но не все они сделаны на «отлично» – здесь, например, переезд сделан без подъездов и понижения тротуара, велосипедисту приходится или скакать по бордюрам и месить грязь, или пугать пешеходов.

Велодорожка идёт за остановочным павильоном, даже на малоиспользуемой остановке на выезде из города.

Вдоль всего маршрута установлены знаки с навигацией по маршруту:

Основная часть маршрута между двумя городами идёт вдоль железной дороги. Разметки практически нет, но она и не требуется – конфликты между велосипедистами и пешеходами здесь маловероятны, да и сами велосипедисты будут «нарушать» такую разметку, двигаясь подвое или потрое.

Разметка есть лишь в лесу, но здесь, в условиях неочищенного покрытия, она служит не разделителем, а направляющей полосой. В таких местах необходимо делать велодорожки шире.

Уже в самой Риге велопешеходная дорожка разделяется разметкой:

В таком же виде она проходит по Иманте – району панельных советских многоэтажек. Велопереезды есть далеко не везде, но на переходах без светофора установлено контрастное освещение.

На вантовом мосту через Даугаву тоже обустроена велодорожка, но понять это можно только по разметке в начале и конце моста.

На набережной вблизи центра в прошлом году обустроили самую новую в городе велодорожку с правильно подобранным покрытием и правильным концом – велодорожка упирает в совмещенный проезд.

Но ближе к центру велодорожка поднимается к проезжей части и проходит вплотную к ней:

угадайте, едут ли велосипедисты по такой дорожке, или предпочитают двигаться вдоль реки?

В старом городе улицы обозначены как велопешеходные – не то, что в Праге, где велосипедистов решили запретить.

Все велодорожки приходят в центр, некоторые перекрёстки даже реконструированы для удобного проезда человека на велосипеде, но до Нидерландов всё равно далеко.

На примыкающих к парковкам велодорожках знаки и таблички с информацией о парковке размещены над велодорожкой. Для водителей обзор улучшается, но многие из таких опор уже сильно накренились и могут упасть на кого-нибудь:

На встречных выделенных полосах для общественного транспорта стоят знаки «Iznemot 🚲» – велосипедисты могут ехать под кирпич без каких-либо последствий. Собственно, ничего нового для всего мира, но у нас такое очень боятся делать.

Велополосы в центре города отделены не типичной для Москвы и Питера буферной зоной, а широкой сплошной линией, как в Германии.

Такой же линией, но с дополненным разделителем для надёжности, отделены велополосы от парковки:

Красная или любая другая заливка на пересечениях или опасных участках в Риге обнаружена не была.

Перед перекрестками стоп-линия нанесена максимально близко к светофору, чтобы велосипедисты не попадали в мёртвую зону обзора водителей:

На многих улицах велосипедные полосы обустроены не за счёт разметки, а за счёт дизайна улицы. Например, здесь велополоса выделена другим мощением – ровное мощение из плитки без фаски позволяет им комфортно двигаться на обычной скорости. Остальная часть проезжей части выложена из более грубо обработанных камней, что не позволяет автомобилю разгоняться без вреда для подвески и специфического шума из-под колес.

На перекрёстках рисунок мощения сохраняется, позволяя велосипедистам двигаться по ним с комфортом:

Велодорожка в восточном направлении оборудована на месте тротуара, что не радует не только пешеходов, но и велосипедистов – такая дорожка очень узкая и любое случайное движение может стать причиной падения или наезда на пешехода.

На перекрёстках с такими дорожками места для пешеходов тоже мало – многие велосипедисты не следуют по оси дорожки, а едут по прямой.

На восточной окраине города повстречал настоящий лондонский велосуперхайей – четырехметровую обособленную велодорожку:

Велосипедные светофоры есть только на велодорожках. На велополосах движение осуществляется одновременно с автомобилями, в этом случае сигналы дублируются на маленьких светофорах. На перекрёстках с велополосами фазы пешеходов и велосипедистов разделяются.

Велопарковки на улицах – редкие гости, зато их намного больше на территориях университетов и предприятий. Вот, например, у одной из школ:

Единого дизайна велопарковок нет, но вот такие парковки ставит город – дешёвые и правильные.

Следы Копенгагена на одном из перекрёстков:

В целом можно похвалить Рижскую думу и Мэра за правильные шаги в развитие велосипедной культуры. Но не стоит останавливаться на достигнутом – люди будут выбирать велосипед для поездок по городу лишь при полном охвате города безопасными и комфортными путями. Также не стоит забывать про велопарковки у точек притяжения. Лишь эти два фактора смогут обеспечить экспоненциальный рост числа велосипедистов.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
ВелоБерлин

ВелоПетербург

ВелоВаршава

ВелоЛейпциг

ВелоЛондон

ВелоЛьвов

ВелоБудапешт

ВелоХельсинки