На Волгоград напал Копенгаген!
Удивительные вещи иногда происходят на просторах России! Пока мэрии одних городов целыми отделами придумывают причины ничего не делать, в других берут и за ночь реализуют совершенно нетипичные для нас вещи. Например, в Волгограде за ночь на улицах появились велополосы с оттянутыми стоп-линиями и другими интересностями. На это даже нет ГОСТов, но нашли немецкие стандарты и взяли информацию из них — оказывается, так тоже можно!
Разметка, особенно для велосипедистов, штука непривычная для России. В кулуарах на велосипедистов смотрят исключительно как на спортсменов и отдыхающих летом в парке, а доводы про транспортную функцию натыкаются на смех, 14 месяцев зимы и прочие предрассудки. Намного проще выдумать причину для отказа, чем бороться за что-то новое. Исключения есть, но лишь в нескольких городах страны.
В Волгограде тоже сначала смеялись над велодорожками и полосами на улицах — у всех задача стоит коллапс побороть и к Чемпионату подготовиться, а тут какие-то активисты с велосипедиками приехали. Со слов Михаила Соломонова, местного адвоката велодвижения, борьба за велосипедизацию города шла с 2012 года: сначала в виде критических масс, потом — неофициальных велопарадов.
Сдвиг в мировоззрении начался примерно с 2016 года, когда велопарады стали проводить совместно с администрацией города. Одновременно шёл прессинг чиновников через СМИ, поиск союзников внутри мэрии и подготовка концепции развития велодвижения. Долгая работа дала о себе знать: мэрия поддержала нанесение разметки, её согласовали в ГИБДД, а коммунальщики нанесли аккурат перед ночным велопарадом.
На широких улицах Волгограда нужны велодорожки – для велополос эти улицы слишком скоростные и широкие. Но «хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и понемногу». Даже простая краска далась с трудом: было потрачено много времени на поиск лазеек в наших ГОСТах для нанесения нестандартной разметки, переубеждение коммунальщиков и гаишников.
Это — первые шаги по созданию велосети малыми средствами. Многое здесь взято из европейской разметки, в частности, из немецких рекомендаций ERA. По бумагам это идёт экспериментальной разметкой. По сути, сейчас это скорее реклама передвижения по городу на велосипеде, но безопасность и комфорт движения должны вырасти.
Такую разметку на автобусных полосах предлагали сделать в Москве ещё несколько лет назад, но у нас не смогли пробить. Пиктограмма велосипеда должна показать жителям, что здесь можно ездить на велосипеде, и напомнить водителям маршруток и такси о велосипедистах.
Датский поворот налево через улицу справа — такое обычно делают на широких улицах.
Оттянутая стоп-линия для велосипедистов позволяет стартовать раньше машин и не попасть в мёртвую зону водителя. Такое обычно делают на небольших улицах также для поворота налево.
Поздравляю жителей города, Волгоград стал на один шаг ближе к безопасному и комфортному городу для всех. Хочется увидеть системный подход к развитию велодвижения и рост сети – одна или две велополосы не сделают из города Копенгаген или Амстердам, нужен комплексный подход в масштабах всего города.