Суперобложки — революция улиц Барселоны
Улицы — самый распространённый тип общественных пространств в городе. Ни парки, ни скверы, ни дворы — а именно улицами все мы пользуемся каждый день, поэтому важно иметь хорошие улицы. К месту для жизни у нас пока относятся как к дороге — ездить туда-сюда и желательно на машине, а вопросы экологии и общего качества жизни обычно не поднимаются.
Практический каждый крупный город мира проходил этап приспособления улиц для машин. Американцы для этого сносили целые районы, в Европе тоже так пробовали, но быстро одумались. Сохранить комфортный город и сделать его при этом автомобильным ни у кого не получилось — как геометрически нельзя протолкнуть большой круг в маленький треугольник или из 2+2 получить 7. Тем не менее, до сих пор остаются более автомобильноориентированные города, и менее — кто-то начал раньше, где-то сомневались, а местами до сих пор пытаются придумать новые законы геометрии и математики.
Барселону многие считают идеальным городом с точки зрения планирования и городской среды. Как минимум здесь полностью безбарьерная среда, тут нет ни одного подземного перехода! Но даже тут с транспортом не всё хорошо. Два года назад муниципалитет решил перейти в решительное наступление на «автомобильные права» горожан ради общего блага. Тогда газеты пестрили, что город запретит машины в большинстве кварталов, но всё оказалось сложнее и интереснее.
Обычная улица в основной части Барселоны: небольшие кварталы, одностороннее движение, чаще всего есть выделенная полоса для автобуса и велополоса. Парковки для машин обычно нет — она в домах или под землёй.
Крупные проспекты уже интереснее — этот шире Тверской, но за счёт зонирования, наземных переходов, выделенки, велодорожки, разбивки зеленью и узких полос это место не воспринимается трассой:
Более привычный для нас вариант — аж шесть полос в одну сторону и только асфальт! Хотя под землю никого не загоняют. И такая улица всего одна.
Посмотрели значит в муниципалитете на карту города, потом на статистику здоровья жителей, замеры воздуха и решили играть по-крупному! Здесь решили сделать Супер-кварталы: оставить для транзита машин улицы по периметру четырёх улиц, а внутри максимально приспособить всё для жителей, пешеходов и велосипедистов. Доступность общественного транспорта при этом не должна сильно пострадать — от любой точки до остановки часто ходящих автобусов должно быть не больше 300 метров, для этого как раз затеяли реформу, на днях ввели последние изменения.
Рубить с плеча в Барселоне не стали, поэтому решили для начала сделать тестовый Супер-квартал в районе Poblenou. Также для этого избрали путь краски и мебели — тактический урбанизм. Всякое может случится, а так хотя бы исправить можно будет быстро.
Рядом есть историческая застройка с пешеходными улицами. Проезд сохранён, но только для местных жителей и разгрузки во внепиковое время.
Капитальный участок именно Супер-квартала пока один, но мне кажется, что он был сделан вместе с постройкой синего дома:
Зелень и искривление траектории движения:
Ландшафтные архитекторы хорошо поработали, разнообразие и композиция радуют:
Из приятных мелочей — слепок листьев на бетоне:
Практически на каждом перекрёстке появилась детская площадка. Вообще, это известное в урбанистическом мире читерство — все любят детей, поэтому будут меньше вставлять палок в колёса. В нашем случае ещё работает отсылка к ветеранам.
К тому же надо понимать, что общих больших дворов здесь нет — внутри кварталов всё поделено между разными собственниками, а игровая — вообще штука дорогая.
Появилось очень много деревьев, но пока в кадках. Надеюсь, что объяснять пользу деревьев в жарком климате никому не нужно.
Хорошо видно, что для машин оставили буквально одну полосу и закрыли многие направления движения. При этом сохраняется двустороннее движение, но вводится ограничение по скорости в 10-20 км/ч.
Даже тактильную плитку переделали с помощью пластика:
Тут раньше можно было повернуть в обе стороны, а сейчас только в одну. Просто перекрасили и подвинули мебель, хотя поменять стрелки забыли.
Внутри зоны всё сделано по временной схеме, а вот въезды в зону обновляют уже сейчас:
Поднимают уровень проезжей части до тротуара, сужают полосу, сажают деревья и кладут плиты:
До начала реформы 20% суточных поездок в городе приходилось на автомобиль, который занимал 60% пространства улицы. Новый баланс в тестовом районе виден, думаю, наглядно. В планах уменьшить пользование автомобилем на 21% за первые два года эксперимента. Планируется сделать подобное с 60% городских улиц:
С чего вдруг такие жертвы? От плохой экологии в городе преждевременно умирало около 3500 человек — 1200 из них можно было бы спасти, достигнув общепринятых в ЕС уровней для двуокиси азота. Сокращение количества машин на улицах позволит сократить на 18 700 приступов астмы, на 12 100 случаев острого бронхита и на 600 — госпитализации в связи с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Ещё 61% горожан живут с уровнем шума, небезопасным для здорового образа жизни.
Безопасность (реальная и мнимая) тоже должна улучшиться. Не сказал бы, что с ней тут плохо сейчас, но с такими условиями начинаешь верить в нулевую смертность в авариях.
То есть цель программы намного шире, чем просто борьба с пробками. Окружающая среда очень сильно влияет на наш образ жизни и ценности. Если делать удобные условия для поездок на машине, то люди будут ездить на них, если для ходьбы пешком и поездок на общественном транспорте, то будут гулять до остановки с удовольствием. Дальше идёт развитие экономики, здоровый образ жизни и так далее. Не просто так в Нидерландах победили ожирение, хотя автомобилизация там выше, чем в России (а может даже чем в Испании).
Эффект таких изменений раскрывается не сразу — говорить о результатах можно будет хотя бы года через два после всесторонних исследований. Полноценно же жители и бизнес перестроится лет через пять, как мне кажется. Пока же есть как живые участки:
В любом случае иметь под боком тихую улицу, куда можно без опаски отпустить ребёнка — хорошая цель.
Но есть и ещё один нюанс, его я заметил лишь во время прогулки и о нём не пишут — район меняется, здесь сейчас много современного жилья и офисов, преображение продолжается.
Скорее всего, за счёт такой программы город также повышает интерес бизнеса к территории. Жильё с выходом на шумную улицу с машинами ценится лишь отдельными любителями, а безопасные и комфортные общественные пространства повышают стоимость метра.
Возможно это не причина, а следствие, но нельзя выкидывать экономическую составляющую. Безопасные для пешеходов и велосипедистов улицы с надёжным общественным транспортом стимулируют развитие, а шоссе под боком отпугивает.
В общем, это очень крутой и интересный пример комплексного подхода к улицам и качеству жизни. Важно понимать, что здесь не устроили революцию и не решили полностью закрыть путь для машин — это было бы архиглупо и сродни самоубийству. Барселона разделила улицы справедливо и нашла баланс: логистика не нарушена, проезд для экстренных служб сохранён, жители могут ехать на машине, но при этом не будут мешать и убивать всех вокруг. Именно такого подхода нам очень не хватает.