Столица урбантины
Есть довольно устоявшиеся стереотипы относительно городов: Амстердам – город на колёсах и красных фонарей; Берлин – самый молодой мегаполис мира; Лондон – столица уличного искусства и так далее. Барселона не исключение, многие считают этот город идеальным с точки зрения планирования и урбанистики – чёткая сетка кварталов, хорошая архитектура, развитый бизнес и транспорт. Поэтому мой приезд в этот город был скорее вопросом времени, и он настал!
От аэропорта до города можно доехать на электричке, метро и автобусе-экспрессе. Я хотел выбрать новое метро, где полная автоматизация и поезда без водителей, но перепутал и ушёл на электричку. В последствии я понял, что это был скорее правильный выбор – автобусы и электрички едут в центр, а метро сразу уходит к окраинам. По интервалам движения, скорости и цене автобусы же самый лучший вариант. Кстати, к метро и электричке идёт переход, очень похожий на переходы МЦК:
У аэропорта два терминала, по крайней мере у второго всё довольно плохо с навигацией. По правилам хорошего тона, по прилёту должны стоять стойки местного дептранса и билетные кассы, но здесь первая схема общественного транспорта и хоть какая-то информация о билетах появляется после долгого перехода перед платформами. Найти её легко – здесь вечная толпа тупящих людей (я был среди них и всё равно уехал неправильно).
В электричке за 20 минут езды я послушал музыкантов и посмотрел на местную гопоту. Не хватало только жутких ржд-шных объявлений по громкой связи. Поезда от аэропорта в центр ходят каждые полчаса, но они совершенно не приспособлены для людей с багажом: основная часть поезда высокопольная, а внутри нет места для багажа:
В центре железная дорога идёт под улицей, есть даже подземные вокзалы (практически Варшава).
Только у меня появились сомнения относительно Барселоны, как на выходе я увидел прекрасные широкие улицы с правильной организацией движения. За три дня я ни разу не спустился в подземный переход – здесь полностью безбарьерная среда:
На широких улицах есть дублёры, особенно меня порадовал этот участок: дублёр идёт на уровне тротуара, у пешеходов и велосипедистов полный приоритет, парковки убраны под землю, а сверху оставили лишь пару мест для разгрузки.
Здесь не только ограничение скорости и юридический приоритет, но и физическое успокоение трафика: общий уровень, смена покрытия и искривление траектории.
Парковок на улицах практически нет – они все либо в домах, либо платные. Под центральными улицами когда-то были вырыты огромные паркинги, но они дорогие и скорее туристические. Где-то есть абонементы на день/неделю/месяц, но чаще всего идёт поминутная оплата с какой-то максимальной суммой за день.
Я не нашёл информации, когда и за чей счёт это было сделано, но убирать так парковки довольно дорого – нужно перекладывать очень много коммуникаций, поэтому такая практика и не распространена в мире. Операторы же парковок частные.
На некоторых улицах парковка всё же есть, но в туристической части города их чаще переделывают в парклеты:
Про улицы в целом я уже писал в контексте их реформирования, но хотел бы показать правильное разделение пространства: через город проходит большая магистраль со скоростным ограничением в 80 км/ч, но она полностью изолирована от улиц и пешеходов – чаще всего она идёт ниже уровня земли и не разрывает город. Над этой дорогой идут обычные улицы с общественным транспортом, велодорожками и уличными кафе. В итоге одни могут ехать быстро, а другие не страдают из-за этого. Да, так дороже, но так правильнее.
Велодвижение в городе очень развито, хотя пересадить людей в жарком климате на велосипед довольно сложно. За счёт компактности, безопасности и относительно ровного рельефа (в больше части города) велосипед пользуется хорошей популярностью:
Практически на каждой улице есть велополоса или велодорожка. Часто у велосипедистов свои светофоры, но им разрешают проезжать на красные при пропуске пешеходов и автомобилей – в этот момент светофор с зелёного переключается на мигающий жёлтый.
Здесь есть велопрокат, но он довольно старый и только для местных. Прокатные фирмы испугались за свой бизнес, поэтому пролоббировали запрет пользования городским прокатом туристами. Насколько я знаю, это единственный пример во всём мире, ведь городские прокаты с прогрессивной шкалой оплаты и туристические велопрокаты делаются для разных целей и не отнимают хлеб друг у друга.
Также практически на каждой улице идёт выделенная полоса для общественного транспорта и такси:
Есть даже выделенный коридор у побережья – практически скоростной автобус!
Попутные потоки пешеходов и автомобилей не разделы в разных фазах по умолчанию – машины поворачивают после пропуска людей, для информирования водителей над пешеходным светофором есть секция с мигающим жёлтым светом по траектории его поворота. Иногда фазы всё же разводят, тогда жёлтый не мигает.
По снятой краске хорошо заметно, что раньше здесь были классические зебры на перекрёстках, а теперь наносят штрихи. Это не только экономия денег, но и разделение приоритета – классические зебры для переходов с приоритетом пешеходов, а пунктир для приоритета светофора.
На площадях обычно стоят большие баки для раздельного сбора мусора. Они имеют рельс-фиксатор, чтобы никуда не уехать:
Большие общие баки имеют педаль и ручной рычаг для открытия – довольно удобно:
Уличные мусорки очищают вручную с помощью специальных больших сумок:
Крик души не лениться и выкинуть мусор правильно:
Столбы с рельефным рисунком на уровне человека против расклейщиков объявлений:
Эвакуационные выходы из метро и электричек, чтобы точно никто не припарковался:
От поста с критикой на местную еду у многих подгорело, мне даже в Лионе продолжали приходить советы, куда бы сходить поесть. Стоит пояснить: в Барселоне есть хорошие кафе и рестораны, но они в основном расположены в туристической части – для местных там дорого, поэтому они ходят в китайский общепит. С учётом того, что я ходил вне Готических кварталов и всяких огромных соборов, я встречал именно рестораны для местных с фастфудом типа фиш&чипс или пиццей – вот там всё довольно убого.
Гурманам же советую дойти до рынка Бокерия – там много всякого и вкусного:
Местная архитектура радует своим разнообразием:
Я даже был немного удивлён, так как считал, что в Барселоне скорее законсервировали город, но опасения не подтвердились:
Современные материалы позволяют делать очень крутые формы, здесь этим пользуются:
При этом я всё ещё считаю, что квадратная сетка довольно скучная – это не мешает быть архитектуре хорошей. Радует, что старое и новое не портят хаотичным остеклением и кондиционерами:
Сейчас в городе нет единой сети, но звучат планы соединить все ветки:
Во многих местах покрытие сделано покрытие из водовпитывающих растений (если по-простому, то газон). Ещё здесь не срезают под ноль крону деревьев над контактной сетью:
На платформе есть объявление, что контролёр может вас оштрафовать даже после выхода из трамвая:
Метро имеется, но средняя скорость довольно низкая – расстояния между остановками небольшое, по сути это подземный трамвай:
Можно провозить велосипеды, но только вне часов пик
Из интересного – специальный турникет для пассажиров с коляской и велосипедом:
Здесь главное функция, а не форма, поэтому красоты искать не стоит – лучше ходить по улицам ради хороших впечатлений:
В городе к концу походит реформа общественного транспорта. Автобусные маршруты были пересмотрены и введена пересадочная схема движения для повышения эффективности и удобства. Сетка улиц позволила разделить все маршруты на вертикальные и диагональные. При этом частично остались старые маршруты, которые петляют по всему городу – странно, что их ещё не убрали. Что-то подобное было сделано в центре Москвы не так давно.
При пересадочной модели время в пути обычно сокращается, а возможности вырастают – с одной пересадкой у человека должна быть возможность охватить 90% города. Но при этом нужно делать пересадки удобными и бесплатными. Здесь практически все остановки расположены прямо у переходов и есть навигация:
Чудо-чудное – антикарман!
Есть в Барселоне даже система публичных эскалаторов и лифтов в рельефной части города:
Город на рельефе – это красиво. Ещё это довольно большая проблема с точки зрения транспорта. Здесь решили не строить фуникулёры (которые есть в другой части города), а связать улицы самоходными лестницами. Думаю, так было дешевле и значительно проще с точки зрения безопасности – не нужно устраивать спасательную операцию, эскалаторы просто превращаются в лестницы в случае поломки:
Всё это бесплатное. Думаю, что система сбора платы стоила бы дороже доходов от билетов, а люди бы меньше пользовались системой и больше ездили на машинах. То есть эффективнее было просто субсидировать полностью их работу.
Короче, Барселона прикольная. Не хватило буквально дня для полного осмотра – будет повод вернуться!