October 16, 2018

Из Испании во Францию – Лион

На Барселону глянули – время посмотреть на французские достижения в области городского дизайна и среды! Если честно, то я не ждал ничего особенного от Лиона, но тем приятнее были открытия: трамвайный экспресс, самая крутая станция метро в мире, электросамокаты и новые районы. Даже немного обидно, что заложил всего сутки на Лион – надо было остаться ещё.

Начну с того, что сначала мой рейс из Барселоны задержали, а потом ещё французские пограничники решили лично проверить каждого пассажира – в итоге минус три часа на осмотр города. Обидно, зато сразу по прилёту чувствуешь силу дизайна, взять хотя бы проход к поездам:

Чувство эстетики у французов невероятно развито, поэтому архитектура и детали обычно радуют:

От аэропорта до города каждые 15 минут ходит трамвайный аэроэкспресс:

Средняя скорость здесь примерно 50 км/ч – это быстрее большинства (а может и всех) линий московского метро.

По пути есть пара промежуточных остановок, а так в границах города экспресс делит полотно с обычными трамваями. Наверняка из-за этого пришлось долго ломать голову над составлением расписания, ведь пути одни, а графики разные – надо разводить обычные трамваи и экспрессы физически. На окраине трамвайные переезды сделаны со шлагбаумами по аналогии с железнодорожными:

И раз начал про трамваи, то вот такие трамваи ходят в городе:

В 1957 году тут полностью уничтожили трамвай, а этот появился в 2001. Прекрасный пример трамвайного ренессанса. Модель типовая, но для Лиона была разработана уникальная маска (внешняя форма кабины):

Внутри чувствуешь себя в аквариуме за счёт практически панорамного большого остекления, очень круто:

Когда безбарьерная среда – не пустой звук:

Почему трамвай? Потому что во Франции есть большой лоббист трамвайного движения Альстом, который продаёт трамваи и разработку сопутствующей инфраструктуры. Европейский трамвай (вагоны, пути и всё другое) значительно дороже российских аналогов, но это всё равно получается дешевле метро – вывозить людей как-то же надо, а денег всегда мало. Тот момент, когда интересы бизнеса сошлись с общественными.

Мудаки есть и в Лионе, поэтому встречается такая защита путей. По рельсам объехать её сложно, ведь ширина колеи меньше российской:

Лионский троллейбус:

Судя по увиденному, в новых моделях есть аккумуляторы. Ещё тут умеют плавно вешать контактную сеть без углов под 90 градусов, поэтому троллейбусы входят в повороты без торможений до скорости пешехода:

Метро в городе тоже имеется, но в час пик не советую вам им пользоваться.

Билетное меню в городе единое, поэтому не нужно покупать отдельные проездные на автобус, трамвай или метро. Автоматы есть на станциях метро и трамвая, а вот контролёров я не встречал.

Транспортным фанатам советую посмотреть самую крутую станцию метро в мире:

Это самое интересное явление, потому что другие станции метро довольно типовые и убогие. Разве что входы в вагон помечены белой плиткой на платформе:

В городе появился прокат электросамокатов от Lime. Игрушка довольно дорогая, но народ активно катался. В целях оптимизации расходов, обычно это было 2-3 человека на самокат (фотки этих товарищей ужасно смазались).

Оставлять их можно в любом месте, в них встроен замок. Многие чиновники сразу начинают боятся, что самокаты окажутся на балконах, в урнах или под колёсами трактора, но самое необычное из увиденного – вестибюль метро:

Городской велопрокат здесь старого типа, когда брать велосипед надо через станцию. Часто рядом с прокатом ставят станции саморемонта, где есть ключи и насос. Здесь же шестигранников нет, зато насос ножной:

Французы в какой-то момент приучили жителей, что на тротуарах стоят столбики. Столбики есть – парковки нет, столбиков нет – парковка есть. Быстрая победа обернулась обманчивым паттерном у людей и необходимостью ставить столбики вообще везде:

Что случится с местом без столбиков:

Столбики у перехода помечают белой верхушкой. Сами столбики унифицированы и могут быть дополнены секциями забора:

В городе не боятся примерять современные методы организации движения пешеходов, велосипедистов и техники. Например, в старой части города часто перекрёстки приподняты до уровня тротуара для успокоения трафика:

Переезд пешеходной зоны тоже сделан с повышением и изменением приоритета с машин на пешеходов. Не поверите, но наши ГОСТы тоже позволяют такое делать!

Вафельницы для контроля блокирования пересечений. Да, не совсем новое для них, но у нас пока только внедряют:

Практически на каждой улице есть велополосы и велодорожки. При этом, на односторонних улицах делают встречные полосы для велосипедистов.

Даже если машина проходит с трудом – будет встречная велополоса. Всё равно человек на велосипеде тут поедет, а разъехаться не проблема: встал на тротуар и пропустил машину.

На большинстве улиц скоростной режим 30 км/ч. На магистральных улицах с лимитом 50 км/ч идут обособленные велодорожки:

Пример правильного успокоения велодвижения у остановки: велодорожка поднимается до уровня тротуара и пропадает разметка. Плюс пассажиры выходят на тротуар, а не под колёса велосипедов:

Ездить на велосипеде тут безопасно и есть цельная сеть – народ активно колесит по городу:

Парижские туалеты пошли в серию:

Местный каршеринг с электромашинами:

Это новая набережная города. Ничего особенного: амфитеатр, прогулочная зона, озеленение. При этом место получилось живым и приятным. Воронежцы, смотрите и учитесь!

Набережные тут заливает. С другой стороны набережные высокие и с двумя уровнями, где внизу небольшие стоянки и их заливает, а сверху обычная улица. Здесь же из проблемы сделали фишку – когда вода уходит, то остаётся небольшой пруд:

Пологий спуск встроен в лестницу:

У вокзала же работы в самом разгаре. В заборах сделаны специальные окна для любопытных:

Вокруг наращивают площадь офисов и торговли. Это правильно, ведь здесь дорогая земля и лучше работники и клиенты будут приезжать на общественном транспорте, чем на машинах. Другое дело, что девелопмент не должен мешать удобной и быстрой пересадке людей.

Здесь же как раз финальная остановка аэроэкспресса и практически всех трамвайных маршрутов. Движение машин убрано под землю, а сверху сделана общественная зона:

Внутри вокзала пока активные работы, но проблем выйти на платформу нет даже у маломобильных. Я разве что долго искал табло отправлений.

Другой пример нового девелопмента по пути из аэропорта, вновь дома вырастают вокруг транспорта – здесь проходит трамвай, станция метро, остановки автобусов и промежуточная остановка экспресса. Часто города специально протягивают трамвай в новые районы и окупают затраты за счёт более дорогой аренды земли. Кроме того, бизнес никогда не уйдёт на периферию, если до неё невозможно быстро и легко добраться.

Вдоль трамвая идёт ограждение, но оно практически везде продублировано кустами. При том не просто кустами, а которые цветут в разное время и разными цветами – для жителей и пассажиров круглый год приятный вид из окна:

Скоро ещё и велопрокат появится:

Застройка идёт кварталами, со смешанными функциями и среднеэтажная. Некоторые жилые и офисные помещения уже сданы:

Новые улицы:

Дома разные не только по функции, но и по архитектуре. При этом здесь нет шедевров – чаще всего это спокойная рядовая новая застройка:

Архитектура, как и еда, должна быть качественная, но не обязательно абсолютно всему быть острым. Яркие и интересные дома должны быть в квартале или районе, но можно строить сдержанно и одновременно качественно.

Конечно, видали застройку мы и получше, но в целом неплохой новый район. Это скорее хороший пример планирования: дома посажены на качественную транспортную инфраструктуру, безопасные улицы, разные функции зданий и приемлемая плотность с человеческим размером застройки. В плане дизайна среды и деталей можно найти примеры намного лучше (но не в России).

Ещё тут есть панельки! Но об этом в следующий раз 😉

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Мои путешествия