Карлсруэ – так могла бы выглядеть Тверь
Знаете самую главную проблему малых и средних городов России? Они деградируют по всем фронтам и чаще всего вымирают – люди бегут в более крупные и успешные города. В этом ещё любят винить Москву и всех вокруг, хотя проблема куда глубже: у этих городов даже нет стимула развиваться. Зачем делать удобные площади или завлекать бизнес, когда налоги всё равно уходят в федеральный центр, а люди не могут убрать плохого мэра?
Власть в стране централизована, а бедность муниципалитетов выступает гарантом лояльности – «не своим» просто не будут давать субсидии из бюджета. Политическая стабильность тоже есть: люди не верят в выборы, поэтому бюджетники выбирают правильных депутатов, а те по указке ставят за руль нужного человека.
Бывают исключения, когда пост мэра всё же занимают нормальные управленцы с желанием менять место к лучшему, но тогда всплывают системные проблемы и банальное отсутствие знаний «а как оно вообще должно быть». В итоге начинается вкусовщина и даже вредительства. Тут можно вспомнить Тюмень и Казань, где деньги пустили в сомнительные проекты.
Но что будет, если распределение налогов будет справедливым, управление эффективным, а жители начнут ответственнее подходить к выборам? Тогда из Твери и других небольших городов вполне может получиться Карлсруэ!
Здесь живёт примерно 310 тысяч человек, а сам город был основан в 1715 году Карлом III Вильгельмом, в честь которого и было дано название «Карлова тишина».
Карл хотел, чтобы все главные улицы его города лучеобразно расходились в стороны от центрального дворца, построенного в стиле барокко. 32 улицы-луча центральной части города были соединены позднее двумя кольцевыми дорогами. С тех пор Карлсруэ стал городом-веером:
Мой приезд совпал с каким-то городским праздником. Впервые на моей памяти немецкий город не вымер после 6 вечера, а наоборот наполнился жизнью – обычно даже в крупных городах поесть вечером проблема, а тут жизнь прямо бурлила:
Никаких рамок и заборов, праздничные площадки просто являются частью города:
Какое-то современное искусство:
Лампы расставлены по всему городу, но тут интересно другое: на время ремонта поставили забор, но сохранили рисунок освещения. Внимание к деталям поражает и удивляет:
В целом город довольно типичный для Европы: кварталы, окраины с улицами-парковками, пешеходный центр, хороший общественный транспорт и ламповость.
В Карлсруэ есть большой университет, за счёт которого город кажется молодым и энергичным.
В центре есть пешеходный каркас из нескольких улиц и площадей:
Парковка обычно убрана под землю и стоит чуть дешевле уличной:
Уличная парковка, как я понял, с 8 вечера до 8 утра бесплатная:
Часть улиц с приоритетом пешеходов и велосипедистов. Машины здесь гости, поэтому можно без опаски ездить на велосипеде с детьми по центру улицы:
Правильная подсветка пешеходного перехода: контрастное освещение делает место заметным издалека и захватывает подходы к переходу.
Здесь полностью безбарьерная среда, хотя несколько старых подземных переходов всё же есть – они продублированы по земле. Бабушка с больными ногами, мама с коляской, студент на самокате и все остальные могут без барьеров пользоваться городом.
Ни один город в России таким похвастаться не может:
Это же касается общественного транспорта:
Кстати, Карлсруэ очень знаменит в узких кругах любителей трамвая! Именно здесь впервые в Германии появились трамвай-поезда!
На схеме границы города окрашены жёлтым, а всё остальное – уже междугородние линии, которые уходят до 100 км в каждую сторону. Основная цель этих трамвайных маршрутов – доставлять жителей соседних городов и сел на работу в Карлсруэ без промежуточных пересадок. Готовы и хотели бы ездить еще и во Францию, до границы с которой всего 15 км, но французы не пускают.
Так было не всегда – трамвай в городе был с 19 века, но развивать пригородное сообщение стали в 1980-х годах с приходом на пост руководителя местного электротранса (компании VBK) Дитера Людвига. С того времени общая протяженность путей в городе выросла с 25 до почти 130 км, а в 1992 году было внедрено междугороднее трамвайное движение.
Если вы откроете навигатор или карту, то увидите линии S-bahn прямо на главной пешеходной улице. Это он и есть:
В городе работает 7 внутригородских трамвайных линий, их маршруты обозначаются только цифрами, и 13 междугородных, к ним добавляют букву S. В общем трамваев в городе есть 320 штук, около 150 из которых являются двухсистемными, то есть могут ездить по железнодорожным путям.
Для проезда по жд путям была создана специальная компания KVV, которая платит Дойчебану арендную плату за использование рельсов и штрафы в случае нарушения графиков. Трамваи должны соответствовать специальным требованиями (типа двери из кабины на улицу), а водители получать специальную лицензию.
Билетный автомат умеет в русский. Деньги за билеты покрывают около 85% расходов перевозчика, а остальные (около 20-30 млн. евро ежегодно) город покрывает субсидиями за счёт прибыльных коммунальных поставщиков газа или воды.
В городе автоматы стоят на остановках, а на пригородных маршрутах билет можно купить внутри. Кстати, Дойчбан дарит билеты на общественный транспорт при покупке жд билетов более чем на 100 км внутри Германии, чем я с удовольствием воспользовался.
Трёхсекционные вагоны длинной 30 метров, но иногда их сцепляют по двое, образуя поезд. В городе настолько много трамвая, что появилась проблема с пропускной способностью на главной пешеходной улице: любая помеха приводит к сбоям, а трамваи проносятся каждую 1-2 минуты.
С 2010 года в Карлсруэ строят тоннель под центром города, куда должны перекинуть трамвайное движение с пешеходных улиц. Общая длина тоннеля должна составлять 3340 метров, которые разбили на несколько этапов, каждый из которых строили с применением различных технологий. Открыть тоннель для движения планируют в 2022 году.
Решение довольно спорное: закопанный под землю трамвай становится менее удобным для пассажира, ведь вместо пары шагов до салона вам нужно спускаться лифтами и эскалаторами. При обсуждении проекта жители разделились практически поровну за и против туннеля, но с небольшим перевесом победили сторонники.
Сейчас строят последние 200 метров туннелей и станцию на Рыночной площади. Была идея убрать под землю только междугородние маршруты, а сверху оставить городские (и тут мы вспоминаем про Лейпциг), но её отвергли из-за двойных расходов на содержание. Ещё против сохранения рельсов на улицах выступила общественность – если уж закапывать, то полностью.
Неподалеку от стройплощадки работает инфоцентр с кафешкой и конференц-залом, где можно взять раздаточные материалы с информацией о проекте и увидеть макеты станций.
О перекрытиях и изменениях в движении информируют на специальных стендах и онлайн табло.
Но это не помешало мне ждать свой трамвай на остановке, которая не работала – на схемах внутри трамвая и остановках изменения не помечают.
Зато прокатился на компенсационном автобусе, для него даже построили временные платформы:
К слову, количество автобусов сокращают синхронно с ростом трамвайной сети: несколько лет назад в собственности VBK было около 200 автобусов, а сейчас осталось 50.
Ещё тут нет ограничения скорости для трамваев)
В местном зоопарке строители довольно круто обыграли ремонт – поставили игрушечные экскаваторы для детей. Я практически купил билет, чтобы пройти внутрь и поиграть в них!
Эвакуационный выход со второго этажа (ну практически):
Кстати, есть в Твери хоть одна нормальная детская площадка из естественных материалов и без ярких вырви-глаз цветов?
Время ехать дальше! На площади перед вокзалом – большой хаб из трамваев, автобусов и велосипедистов:
На вокзале местный житель за что-то (или против чего-то) выступал, но я не умею в немецкий.
Кстати, туалеты на вокзалах научили принимать карточки. Стоит 50 евроцентов, которые можно использовать в качестве купона на скидку в кафе и магазинах вокзала. Интересная система, но проверить не успел.
Поездка в Кёльн оказалась интересной и полной сюрпризов, но об этом в следующий раз!
В посте использована информация и картинки из поста Трамвайный Карлсруэ alex_shutyuk