Будущее России под боком Москвы
Последние несколько столетий развитие страны определяется не столько размерами и ресурсами, сколько городами – они притягивают людей, которые рождают идеи и захватывают мир. Некоторые государства даже специально создают города с нуля для создания драйвера развития территории, хотя бы тот же Петербург для окна в Европу. Об этом явлении хорошо написано в книге «История городов будущего» Дэниэля Брука – как новые поселения в закрытых обществах становятся образовательными, культурными и техническими центрами всей страны за счёт открытости к новым идеям и непривычным взглядам.
Ещё есть известная многим Кремниевая долина, научный центр мирового масштаба в пригороде Сан-Франциско. Политики очень любят во время открытия разного рода технопарков и инкубаторов вспоминать о ней. Но здесь существует проблема выжившего: все знают про один успешный проект, но никто не слышал про неудачные попытки буквального перенятия опыта. За последние полвека было много попыток переноса штаб-квартир корпораций в пригороды, строительства научных городов в лесу и прочих креативно-творческо-научных оазисов в леса и долины, но большинство из них оканчивались провалом. Именно поэтому в Барселоне, например, создают IT кластер в самом городе, а не в поле – так риск неудачи меньше, ведь не нужно зазывать гениев уехать из дома от друзей и привычных мест.
В современной России было две попытки создать центры науки и бизнеса в отдельности от города: Иннополис и Сколково. С точки зрения государства, всё должно быть хорошо: создаётся институт и прилегающий мини-город; с помощью льгот, отхождения от привычных законов и уникальных кадров привлекаются инвестиции и частные компании; люди со всего мира хотят учиться и работать у вас. Идеи вроде бы обречены на успех, а главное – не нужно решать системные проблемы существующих городов. Эти места планировались тестовыми полигонами для новых решений – давайте же посмотрим, получился ли в Сколкове город будущего за 9 лет существования.
Сколково расположено между Москвой и Одинцово. Кажется, что это очень близко, даже ходят маршрутки от станций метро. Но на сегодня самый удобный и быстрый способ добраться сюда – взять машину. К счастью, некоторые каршеринги разрешают сюда ездить. Пока что Россия будущего начинается с парковки.
Недалеко уже строят новую жд-платформу с тёплым проходом до самого сердца комплекса, но пока приходится разбираться в маршрутках:
Связь с внешним миром и внутри комплекса ложится на плечи микроавтобусов. Во всех программах заявляется о приоритете пешеходов, велосипедистов и так далее, тут даже будет запрещён проезд бензиновой техники в принципе, но по временной схеме здесь ездят на обычных машинах.
Условия для пешеходов, самокатчиков и велосипедистов изначально заложены в дизайн улиц, но проектировщики решили всё упростить: велодорожки должны идти по бокам улиц, где находятся точки притяжения и жилые дома, но здесь их загнали на центр улицы – пересечений меньше, но страдает интересность и простота поездки. Говорят, что в администрации управляющего фонда уже осознали проблемы и думают о редизайне.
под велодорожкой идёт огромный коллектор, кстати
Летом здесь работает велопрокат, но пока картина чисто российская: станция в осаде машин.
Недавно в России разрешили эксплуатацию беспилотных машин в городских условиях, но только в Москве и Татарстане. По территории же Сколкова уже ездит два Приуса Яндекса:
Государство ввело несколько ограничений для таких машин: должны быть приборы управления и оператор. Светлое будущее такси-каршеринга без водителей пока отменяется. Большая красная кнопка – отключение машины:
В прошлый раз я ездил на такой внутри полигона, здесь же спокойные улицы. Было интересно, когда машина заметила дворника у обочины и остановилась – мы ехали вдоль сплошной линии разметки, поэтому компьютер ждал ухода препятствия, а дворник не понимал наших взглядов и чего мы встали.
Беспилотные машины не решат проблему пробок, но позволят убрать парковку с улиц – автомобиль не будет стоять в ожидании конца рабочего дня одного владельца. Намного больше плюсов такая технология даст общественному транспорту: значительно снизятся операционные затраты на работу и автобус не будет стоять во время обеда водителя. В Сколкове же тестировали беспилотный мини-автобус от Камаза, но на улицы его ещё не выводят. Кстати, в России уже есть один беспилотный трамвай ;)
Основная проблема Сколкова в том, что это ещё не город. Здесь нет единой и непрерывной городской среды – объекты разделены целыми полями, поэтому ходить между ними просто некомфортно. Пустые участки будут застраиваться инвесторами, но это довольно длительный процесс.
Я уже был тут полтора года назад, за это время стало чуть лучше и появилась жизнь. Здесь уже построили медицинский центр, школу Боинга, корпуса разных добывающих компаний и так далее. Но это всё ещё отдельно стоящие дома в полях.
Практически открылся корпус университета. Обучение здесь на английском, а вместо кафедр – лаборатории. Но для начала немного о здании:
Здание круглое и построено по проекту Herzog & de Meuron, имеет диаметр 280 метров и высоту в 2-3 этажа. Университет состоит из прямоугольных блоков, окруженных и пересекаемых двумя внутренними кольцами и одним внешним. В блоках размещаются лаборатории, а помещения общественного, учебно-образовательного назначения – в кольце.
Парковку обещают убрать совсем скоро – идёт монтаж шлагбаума. Фасад сделан из бетона, стекла и лиственницы:
По задумке архитекторов, занятия можно будет проводить прямо на улице:
... или на площадках на крыше:
Здесь ещё не всё доделали, сдать корпус обещают к 1 сентября, но местами занятия уже идут:
Прямого разделения пространств для отдыха и работы нет, поэтому рядом с учебными классами может быть временная баскетбольная площадка:
Кроссовки, кстати, отливали прямо в бетоне:
Интерьер простой, современный и экологичный. Редко в наших учебных заведения встретишь дерево, полированный бетон и стекло.
Бетон под дерево – почему бы и нет?
Специальности в институте только технические, ещё здесь сразу работают над монетизацией проектов и знаний обучающихся. Студентам с этим помогают, воплощая принцип Non scholae, sed vitae discimus (не для школы, а для жизни мы учимся), поэтому у студентов есть все возможности для производства своих прототипов в мастерских института. Преподаватели же должны постоянно поддерживать свой статус, выпуская научные работы.
В Сколтехе даже есть киберакадемия: во время игры с людей снимают данные, которые затем используют для изучения человека и индустрии. Есть и более классические направления – можете сами посмотреть здесь.
Местный деканат: при мне один сотрудник взял самокат и уехал по делам – в родной вышке я такого и представить не мог.
Кресло для наказания троечников:
Сейчас в Сколтехе конкурс примерно 30-40 человек на место.
Корпуса с техническими мастерскими в другом месте. У института есть возможность работать с металлом, пластиком, деревом, микроэлектроникой и так далее. Здесь могут закрыть всю цепочку производства: от идеи до промышленного образца.
Центры наук и инноваций Сколтеха коррелируют с общим направлением работы города: медицина, биология, IT и другими. Такая вот кузница кадров для города внутри города.
Оборудование дорогое и уникальное для России, при этом можно на возмездной основе работать сторонним организациям.
Здесь размещаются лаборатории и офисы резидентов:
Справа идут помещения для IT проектов, а слева – лаборатории других направлений. По центру подобие улицы:
Здесь стало намного больше людей и бизнеса, в одном павильоне даже была публичная лекция. Вот только однотонное остекление боковых стен угнетает и слишком однородное, нет разнообразия. Единственное развлечение – чтение патентов.
Лишь оформление павильонов как-то развлекает:
Технопарк постепенно переходит в другие корпуса, где работы ещё не закончены, а упирается коридор в будущую жд станцию:
До поезда будет идти далековато, поэтому прямо внутри будет работать прокат самокатов:
С одной стороны, Сколково доказывает, что можно строить жильё нормальной этажности и внешнего вида:
С другой, что без пандусов у нас пока никак:
С разнообразием архитектуры тоже беда – Ctrl+C-Ctrl+V. Даже в грустные советские годы в один микрорайон вставляли разные серии панелек.
остановки в скором будущем хотят менять
Куда же без яркой детской площадки? Среди современной архитектуры нормального размера это выглядит очень дико:
Здесь можно только арендовать жильё, для этого нужно быть резидентом Сколкова и платить 1200 рублей за метр:
Коттеджная часть, тоже современный вид:
Довольно мило, но вновь проблема с разнообразием – как после корпоратива найти свой дом?
Эта часть практически не заселена, судя по следам на снегу (их нет):
Не очень очевидно, но дома образуют небольшие кварталы с парковкой внутри. Сюда уже подведены коммуникации для зарядки электромобилей, которых пока нет:
Ещё не хватает велопарковок – велосипеды загромождают крыльцо практически у всех заселённых домов:
Часть с таунхаусами. Точнее, круг – каждый вид жилья построен в отдалении от другого и образует круг. Такая вот архитектура для птиц.
В России такой тип жилья в городе отсутствует как класс, хотя для периферии это крутое решение. Вроде бы есть свой дом, но при этом плотность расселения не проседает:
Ещё тут смогли во вход без ступенек!
Есть довольно известный анекдот: как испортить работу архитектора – нужно повесить шторы! Я не знаю, как можно было вдоль транзитного тротуара сделать панорамные окна, неужели никто не подумал о частной жизни людей? Зато легко найти заселённые дома – там окна будут закрыты:
Вновь современно и нормальный размер, но всё одинаковое. Даже входные группы отличаются друг от друга лишь небольшими номерами. Архитекторы явно жили идеями социально равного жилья по типу панельных домов, когда всё у всех одинаковое вне зависимости от достатка и взглядов, но это так не работает. Особенно для творческих и высокооплачиваемых людей – нужно разнообразие, чтобы каждый нашёл жильё под себя, а не подгонять всех к одному значению.
Парковка на улице – 5 баллов. Понятно, что когда-нибудь здесь будет пешеходная улица, но вдоль дверей жильцов ездят машины уже сейчас:
Тут есть школа, но туда не попасть без предварительного согласования:
В общем, основная претензия даже не к пандусам, сложно построить Титаник, если перед этим делал лишь буксиры. Но где разнообразная и связанная среда? Посмотрите на современные районы Таллина, Базеля или других городов – в рамках одного квартала делают разные по форме и наполнению дома. Нужно смешение стилей, людей и функций для получения городской жизни. Здесь же даже новые частные проекты грешны скучностью:
Уверен, вы сами поняли, что будущее по щелчку не создаётся – не получится создать светлое будущее даже в отдельном городе, когда архитектурная и транспортная отрасль страны живёт в прошлом веке. Беспилотная машина на фоне Газели шокирует, как и современная архитектура рядом с железным пандусом: кажется, будто бы в Матрице что-то сбоит.
Я даже рад, что Сколково не решили отстроить ударными темпами за 5 лет, иначе получилась бы Астана – у фонда есть время и ресурсы на анализ уже сделанного, чтобы избежать ошибок в будущем.
Город с нуля, даже под боком у Москвы, это архисложная задача – нужно создать живой организм на пустом месте. Даже с возможностью плевать на устаревшие ГОСТы и строительные нормы. Сейчас здесь уже есть крутые архитектурные и технические решения, которые у нас в принципе не встречаются, сюда возят на экскурсии даже энергетиков. Но это всё не будет иметь значения без главного – людей.
Города растут и развиваются за счёт людей. Я уже говорил, что будущее за креативными и образованными людьми – во всём мире идёт борьба за человеческий капитал. Если у города положительный демографический рост, но образованные и умные люди сбегают, то такой город деградирует. Поэтому в Сколкове начали именно с технопарка и университета – это те якоря, которые будут притягивать людей и бизнес со всего мира. Вопрос лишь в другом: сможет ли город задержать их у себя и конкурировать средой с соседней Москвой?
Огромное спасибо Фонду и лично Кириллу Жанайдарову за возможность посмотреть город!
Посты по теме:
Сколково: жильё, технопарк и новый электробус от КАМАЗа