Возвращение к истокам велосипедизации
Велосипед в городе – хороший показатель развитости общества. Убеждения про транспорт для бедных и деревень очень свойственны странам третьего мира, в то время как топ удобных городов для жизни из любого рейтинга всегда выступает за велосипедизацию. Просто посмотрите на Африку или страны бывшего СССР – велодорожки будут только в парках (с исключениями, но всё же). Хотя для Хельсинки, Копенгагена, Амстердама, Лондона или Вены это обыденное явление
В России ещё добавляется миф про неподходящий климат с зимой в 14 месяцев. Глупые скандинавы и викинги строят велодорожки и всеми силами развивают велодвижение, но это просто потому что они глупые, ага. Открою секрет: в южных городах тоже умеют искать причины ничего не делать, но там для велодорожек слишком жарко.
Это не просто доступный вид передвижения от двери до двери или транспорт последней мили для мегаполисов – это инструмент устойчивого развития. Если общество нацелено жить в чистом городе, думает о завтрашнем дне и трахает мэрию за каждую аварию с покалеченным ребёнком, в городе будет сеть велодорожек. Потому что это удобно для коротких перемещений, не вредит экологии, поддерживает здоровье и доступно для каждого.
Никто не будет палкой заставлять людей пересаживаться из машин на велосипеды, но для этого будут все условия – если тебе так удобнее и быстрее, то езжай на велосипеде, а машину оставь для поездок на дачу. Город – это история про равные возможности, безопасность и комфорт, а не доминирование одной социальной группы с машинами над всеми другими.
Ещё полвека назад улицы и площади мировой столицы велосипеда были запаркованы, в Копенгагене по пешеходным зонам разъезжали автомобили, в Нью-Йорке даже в шутку не говорили о велодорожках и так далее. Это было нормально, но это убивало город – велосипед помог снизить зависимость людей от машин и освободить улицы, поэтому спустя полвека дикой автомобилизации там вновь вернулись к велосипедам (и трамваям тоже, кстати).
Мы же всё ещё живём прошлым и не готовы признать, что привычная парадигма доминирования автомобиля на улицах ведёт в пропасть. Есть отдельные популяризаторы (привет), отчаянные велосипедисты и просто сочувствующие, но основная масса просто не понимает, зачем делать велодорожки, почему они должны идти непрерывно, как предложение формирует спрос и так далее. Это сложно, проще верить в свой комфорт и чудодейственное свойство новых развязок, а все остальные дураки.
Сначала Зимний велопарад прокатила Москва. Это не было сюрпризом для меня, с учётом скандала между активистами и мэрией. Затем велопарад за всесезонное развитие велосипеда, безопасные улицы и нормальную уборку снега решили провести в Королёве, но... область подтвердила участие, а город открестился и всех послал под предлогом опасных условий и плохой погоды.
Сложно говорить о каком-то велосипеде, содержании инфраструктуры и устойчивом развитии города, пока у нас в стране гибнет больше 100 человек в неделю в авариях. Для лучшего завтра нужен фундамент с безопасным и комфортным городом хотя бы для пешеходов и детей, а у нас всё ещё популярно загонять пешеходов на третий этаж надземного перехода, строить заборы вдоль улиц и ужасные человейники с асфальтовыми полями вокруг и придумывать прочие античеловечные вещи.
Поэтому 3 февраля я возьму велосипед и поеду по городу с друзьями. Велосипед зимой в Москве перестал быть диковинкой, но к этому всё ещё относятся как к транспорту для неудачников – меня это не устраивает, поэтому поеду личным опытом показывать запрос и проблемы. Да, я буду обрызган дристом пару раз, я не смогу нормально переехать ТТК или Лубянку, но если это массово проделает хотя бы 500 человек в этом году, то лет через 20 мы получим Москву и другие города с нормальными улицами для всех жителей и запрос на дальнейшее улучшение жизни. Если чиновники не хотят легально давать возможность высказаться, значит пора вспоминать критические массы.