Шведский путь оздоровления города
Мальмё – третий по величине город на юге Швеции, с населением чуть более 300 тыс. человек. Исторически и географически сложилось, что город стал главным индустриальным центром страны: здесь находился крупнейший порт Скандинавии, фабрики автоконцерна SAAB, судостроительные производства и обслуживающие предприятия. В 1960-е годы Мальмё был крупнейшим производителем судов в мире, 50% населения города работало в промышленности.
С 1970-х годов конкурентоспособность шведской промышленности стала снижаться, производства стали закрываться, в 1986 году обанкротился самый крупный в Мальмё судостроительный завод. Тысячи людей потеряли работу, резко вырос уровень преступности, люди стали уезжать из города, муниципалитет стал накапливать большие долги. В 1995 году в Мальмё был зафиксирован самый высокий уровень безработицы, количество пенсионеров превышало средний показатель по стране, город получил статус одного из самых депрессивных городов Швеции.
Но это уже в прошлом. Как они этого добились?
С 1991 года городские власти начали работать над проектом переосмысления и трансформации индустриального прошлого города, главной задачей которого стало превратить Мальмё из города рабочих в город знаний, с абсолютно новой инновационной инфраструктурой.
Историческая часть города состоит из семи портовых районов, которые было решено преобразовать в новые уникальные жилые, образовательные, технологические пространства. Так, в одном из этих районов в 1998 году был построен первый в городе университет.
Приглашённые шведские и датские архитекторы разработали концепции преобразования портовых районов в новые эко-районы. Поверив в идеи экологов и архитекторов, федеральные власти выделили средства на реализацию амбициозного проекта “Bo01” (Bo – от швед. «жизнь»).
Новые районы по своим принципам очень напоминают стокгольмский новый район: среднеэтажная застройка, кварталы человеческого размера, разнообразная архитектура и так далее. Здесь также используют альтернативные источники энергии и делают упор на симбиоз природы и человека.
Жильё очень разнообразное, от таунхаусов...
... до обычных многоквартирных домов:
Часто разные типы жилья комбинируют в рамках одного дома. Например, тут идут таунхаусы со своими участками и обычный многоквартирный дом:
При этом очень неплохо совместили общественный доступ к воде с частной территорией: каждый может подойти к воде хотя бы с одной стороны, но нет условий для долгого пребывания людей, особенно больших компаний:
В этом же доме расположен соседский центр. Внутри плазма, разные активности, складная мебель и барбекюшница!
В других местах построили сеть арыков канав: вода собирается с участков и крыш, направляется к деревьям, а излишек уходит в ливнёвку. В итоге идёт экономия на прокладке коммуникаций, поливе растений и не страдает микроклимат – красота!
В центре района появился небоскрёб. Он мне очень не нравился на фотографиях, но вживую он служит доминантом и ориентиром. Получается неплохо оживить виды обычных улиц:
Новая набережная района, здесь сделан акцент на естественную природу и тихий отдых:
Это её продолжение, но уже в виде променада:
Здесь нет забора у воды, а роль ограды играет деревянный настил:
Для велосипедистов и роллеров сделали асфальтовую дорожку, но она не обозначена велодорожкой. Здесь везде юридический и физический приоритет пешеходов, но есть возможность спокойно проехать. Это подход здорового урбаниста – в парках и на набережных не нужны велодорожки, но должны быть условия для проезда.
Здесь же много бизнеса, в основном кафе и ресторанов:
Район сложно назвать спальным, всё-таки здесь есть офисы, бизнес и гостиницы:
Вроде простое благоустройство и застройка, но место живое и приятное. Банально приятно сидеть на улице или с видом на улицу.
В географическом центре нового района сделан большой парк, примерно как в Базеле.
Все большие и шумные детские игровые именно тут, во дворах же обычно ставят небольшие песочницы или качели с элементарным благоустройством (и без парковки, само собой).
Здесь же расположен детский сад с игровыми. При обустройстве таких зон стараются всё делать из естественных материалов с обучающей средой – пластиковыми горками никого не удивить, а ребёнок должен познавать мир вокруг и себя в процессе игры.
Но чтобы вы не думали, что всё тут гладко и хорошо – вот НАДЗЕМНЫЙ переход:
Недалеко есть большой скейтпарк:
В рамках преобразования портовых районов муниципалитет создал большое количество рабочих пространств, коворкингов, хабов, инкубаторов, кластеров для поддержки малого бизнеса в сфере креативных индустрий.
Эти пространства стали центрами притяжения для большого количества людей из разных городов и стран, которые нашли для себя среду, где они могут создавать, сотрудничать, обмениваться знаниями и опытом с другими людьми и т.д. Город в целом омолодился, сейчас около 50% населения города – моложе 35 лет.
Это в свою очередь привело к резкому росту малого бизнеса – около 25% населения города работает в компаниях с численностью сотрудников не более 10 человек. В 2003 только 15% жителей трудились в промышленности.
В целом в городе стало появляться очень много качественной современной архитектуры:
Очень часто это переосмысление своего наследия:
Новые районы используют альтернативные источники энергии, в городе появились новые станции по переработке отходов, появились «зеленые» автобусы, использующие газ от переработки пищевых отходов, весь город покрыли велодорожками.
Когда-то в Мальмё был трамвай, но его с помпой уничтожили. Сейчас тут работают очень длинные автобусы, но это уже предел для этого вида транспорта:
В 2000 году был построен Эресуннский мост между Мальмё и Копенгагеном, что открыло новые возможности для города: жить в Копенгагене дороже, чем в Мальмё, а новое транспортное сообщение дало новые возможности для развития бизнеса и качества жизни в целом.
С 2010 года в городе действует Сититуннель — линия городской электрички в 17 км c подземными 6 км и 3 станциями. Она напрямую соединена с мостом до Копенгагена и, говорят, уже часто не справляется с потоком желающих.
Также был обновлён вокзал, здесь достроили новый павильон и подземную станцию:
Вокзал города перестал быть тупиковым, поэтому старую часть переделали под рынок. Фотографировал ночью, поэтому не удивляйтесь закрытым прилавкам:
Основные же транспортные функции перенесли в новую постройку:
Велопарковки у станций монументальные, но дико неудобные:
Это не люди паркуются как мудаки, а проектировщики никогда не пользовались велосипедом для поездок. За крючок невозможно прицепить раму, а колёса можно быстро снять:
У других станций проблему решили красивее: забрали часть парковочных мест для велосипедистов:
В 2012 году Мальмё был признан городом с лучшей городской велоинфраструктурой в Европе.
Велосипедистов здесь много, и они ездят даже без шлемов в основной своей массе – близость Копенгагена даёт о себе знать. Но назвать город лучшим (даже одним из) довольно сложно – инфраструктура и дизайн не дотягивают даже до соседнего Копенгагена, не говоря уже о Нидерландах.
По меркам России и бывшего СССР это космос, ведь каждый человек может на велосипеде безопасно доехать до любой точки города. Для наших планировщиков мысль о равных правах на улицы для всех жителей, даже для человека на велосипеде, смехотворна.
Ещё в городе есть световой мэр – это должность, где человек отвечает за освещение города. Не просто за фонари, а за архитектурную подсветку, правильный выбор температуры, поддержание, настроение жителей и прочие вещи.
Свет очень сильно влияет на наше поведение, самочувствие и развитие территории. Плохое освещение может снизить нашу трудоспособность, ухудшить настроение или сделать восприятие безопасного пространства опасным. Например, в Мальмё был случай оздоровления района с помощью дизайнерских светильников: место стало ярким и узнаваемым, люди приходили фотографироваться, бизнес стал активнее заезжать на первые этажи и преступность просто исчезла – дорогие лампы окупились налогами от бизнеса и снижением криминала!
Чему нас учит этот опыт? Мальмё из депрессивного постиндустриального города стал одним из самых современных и продвинутых городов мира, это оказалось возможным за счёт изменения городской среды. Город стал конкурировать за жителей, инфраструктура послужила толчком для развития малого бизнеса, комфортные внешние условия привлекли новых жителей, инвестиции и туристов.
Мальмё признан одним из самых инновационных городов мира (2013), дружелюбным к детям городом, одним из самых «зелёных» городов Европы. В 2010 году Мальмё получил премию UN-HABITAT, как показательный пример решения городских проблем путём сотрудничества муниципальных властей с горожанами.
Архитектура, транспорт, благоустройство, образовательные и социальные изменения послужили драйвером построения новых партнёрских отношений властей города и его жителей. Мальмё на своём примере показывает, зачем нужна урбанистика.