Как живут и ошибаются люди будущего
Человек всегда будет сравнивать что-то новое со своим прошлым опытом. Это простой факт: просто посмотрите на новые дома под старину – заказчик потребовал у архитектора сделать то, что ему кажется красивым, но с плиткой вентфасада. Дизайнерам уличной мебели, зданий, автомобилей и даже смартфонов ежедневно приходится доказывать необходимость новых форм и приёмов, чтобы двигаться вперёд. Часто люди массово воспринимают что-то новое в штыки, а через несколько лет не могут представить жизнь без этого – вспомните заголовки газет и телепередачи времён массового появления смартфонов, например.
Основная проблема российских городов тоже упирается в стереотипный консерватизм: большинству всё и так нравится, ведь сравнить с чем-то лучшим нет возможности. Это касается вашей соседки, коллеги по работе и часто руководителей департамента ЖКХ или транспорта. Поэтому маршрутка – это хорошо, трамвай – плохо, а разноцветная панелька – верх достижений. В общем, сто лет бурления в своём болоте дают о себе знать.
Просто давайте посмотрим на Копенгаген, а в комментариях напишем цифру отставания нас от них.
Начнём с простого: урны на улице. Этот элемент встречается на улицах повсеместно, то есть формирует наше общее представление о городе. У нас чаще всего это кустарно сваренная коробка из металла, которая начинает ржаветь на второй день, поэтому её нужно постоянно подкрашивать, иначе она просто развалится. Здесь урны простые (это же просто урна, а не фонарь!), но брендированные.
Видите дугу сбоку? Это сделано не просто так, это специальный дизайн! Туда нужно вставлять пластиковые бутылки, которые потом собирают и сдают на переработку. Копеечное решение, зато теперь бездомные не будут рыться и раскидывать мусор и отходы быстрее попадут на переработку – довольны абсолютно все.
А это урна для велосипедистов. Просто поставь повыше и наклони – никакой магии, но город становится чище, а коммунальщики меньше тратят денег на уборку улиц:
Дизайн и архитектура – это своего рода искусство. Искусство – это не еда или вода, без него можно прожить, но его задача – делать нашу жизнь лучше. Каждый из нас контактирует с городом, вы не можете игнорировать улицы или дома, поэтому человечество научилось делать это красиво и функционально. Это просто повышает удовольствие от пользования городом и комфорт, что в свою очередь повышает привлекательность города для инвестиций и жизни. Ничего не делается просто так, особенно в Европе – цель любой детали монетизируется.
Например, в Копенгагене практически нет асфальтовых тротуаров. Это некрасиво и неэкологично, поэтому практически везде булыжник, асфальт же оставляют на проезжей части и велодорожках. Но при этом оставляют две ровных полоски для проезда инвалидов и колясок с детьми.
Это не только красиво, но и функционально для слабовидящих: иди по ровным вставкам и не встретишь препятствий.
В Европе муниципалитет не занимается (за редким исключением) реконструкцией и содержанием дворов жителей – на это нет денег и это несправедливо. Почему за деньги жителя одного дома должны улучшать условия и повышать цену недвижимости жильцов другого района? Поэтому содержанием общего имущества занимаются сами жители, а город создаёт общественные пространства – места, доступные каждому по умолчанию. Датчане это научились делать очень хорошо. Здесь создают сложное из простого. Например, это купальня из обычных досок и железа, но интересная идея и работа архитекторов превращает это в интересный объект:
Заборы портят вид, хотя иногда они нужны. Здесь с одной стороны сделали скамью во всю длину, которая выполняет роль ограждения и места для отдыха – вроде элементарно, но ничего не мешает вам любоваться водой и отдыхать.
Параллельно идёт спуск в воду для инвалидов на колясках:
Купальня создаёт защиту от ветра и позволяет безопасно нырять в воду. Зимой мало желающих купаться, но при том люди активно пользуются местом – оно комфортное и притягивает само по себе:
Некоторые места раскрываются по вечерам. Например, в 2008 году на одной из набережных сделали променад с элементами городского пляжа:
Здесь много разных форм, которые так и хочется назвать архитектурными излишествами:
Зимой люди продолжают ходить по городу, хотя желающих загорать и купаться не так много. Чтобы место не пустовало, здесь воспользовались светом. Теперь люди приходят сюда ради фотосессий:
Фестивали света давно перестали быть чем-то необычным, но каждый раз это что-то новое для города и его жителей. Порою не обязательно проводить реконструкцию площади или перестраивать дома – достаточно правильно поработать со светом:
К слову о свете: в Копенгагене с этим всё хорошо, тёмные места обычно делают специально для создания акцента на что-либо. При этом тут видны звёзды – фонари светят направленно вниз и не создают светового загрязнения. Видимо, тут хороший мастер-план и следят за фонарями.
Ещё тут очень любят подвесные фонари: они встречаются даже в новых районах, а в старых охраняются законом для поддержания исторического облика улиц:
Важно делать не только правильную конструкцию фонарей, но и следить за линзами – пыль и грязь могут испортить подсветку улицы или дома. В тумане хорошо видно, как работает освещение:
Конечно, на всё можно забить. Например, многие люди игнорируют настройку фар на машинах в зависимости от загрузки, из-за чего они сами не видят дорогу и слепят других. Вроде несущественно, но это бесит и сказывается на безопасности. С городским освещением всё аналогично, только масштаб работы и возможных проблем намного больше.
Ещё тут применяют реагенты. В Москве из-за этого делают страшные конструкции из гранита вокруг деревьев, а тут выставляют защитный барьер. Но подход финнов и шведов с крошкой мне нравится в разы больше.
В Дании, как и в Европе в целом, сейчас пытаются жить в гармонии с природой. Когда-то тут очень любили загрязнять всё вокруг, но высокая плотность жителей быстро отрезвила взгляды – природа просто не успевала восстанавливать баланс, а качество жизни ухудшалось в разы. В Копенгагене же в 2017 году был построен современный мусороперерабатывающий завод «Копенхилл».
Здание спроектировано архитектором Бьярке Ингелсом. Оно запросто справляется с отходами, которые производят 550 тыс. жителей города и 45 тыс. городских предприятий. Всё это превращается в энергию и тепло для более чем 150 тысяч домов и квартир. Благодаря ультрасовременной системе очистки дыма, выбросы вредных веществ в атмосферу практически минимальны.
Это огромное здание из стекла и металла удивляет не только своим внешним видом и техническими инновациями, но и так называемым «досуговым центром». На крыше завода создали горнолыжный склон, огромную стену для скалолазания и ресторан. Здесь предусмотрены беговая дорожка, множество тропинок для прогулок, а все подъемники и механизмы работают за счет вырабатываемой заводом энергии.
Внутри завода есть несколько смотровых площадок, где люди могут смотреть за переработкой отходов:
На полную мощность завод заработает в этом году, сюда уже строят велодорожку, а в прокат завезены горнолыжные ботинки:
Теперь давайте немного о новых районах. В России при покупке жилья большинство задаёт себе и девелоперам два простых вопроса: сколько будет парковок и где детский сад. Думать о будущем района, местах для прогулок, магазинах поблизости, энергоэффективности дома, подъезде без ступенек, квартирографии, безопасности маршрута ребёнка до школы, качестве общественного транспорта и прочих «мелочах» просто не принято. Датчане с вас смеются:
Для многих не важно куда и как переехать, главное съехать от родителей или иметь достаточное количество комнат, поэтому все в первую очередь смотрят лишь на цену. Это важный параметр, но он не основной. Эйфория от переезда в свою квартиру и выплаты ипотеки проходят быстро, а вот убитый подъезд, двор-парковка и депрессия за окном остаются на долгие годы. Это влияет не только на наш образ жизни и самочувствие, но и на цену недвижимости: от количества люди перейдут к качеству при насыщении рынка метрами. Это уже происходит во многих крупных городах, при этом цена у строителей получается не сильно выше за счёт магии оптимизации и найма нормальных архитекторов. Зато цена обычных панелек с убогим двором и ужасным районом вокруг начнёт падать – начнётся процесс превращения места в трущобы, люди просто не смогут нормально продать квартиру.
Самое важное достоинство новой застройки Копенгагена – это разнообразие. Хотите жить в городе, но иметь свой дом – вот вам таунхаусы:
Свой вход, небольшой участок, соседи только по бокам. Не нужно бежать из города и каждое утро стоять в пробке на въезде в город – всё есть в самом городе:
Главная улица только для пешеходов и велосипедистов, машины заезжают с заднего двора. Здесь вполне можно устроить день рождения ребёнка с соседями:
... или просто отпустить ребёнка учиться ездить на велосипеде:
Здесь же можно выгуливать своего питомца прямо в тапочках:
Здесь нет дворов, зато есть набережная:
Рядом идёт обычный многоквартирный дом с парковкой яхт во дворе:
С другой стороны свечки. В рамках одного района есть жильё для холостяка-трудоголика и многодетной семьи. В течение жизни человек может менять жильё без переезда на другой конец города. И это повсеместная практика – никто не застраивает один район одинаковыми домами с квартирами-студиями – это прямой путь к социальному кризису и жилищным проблемам в будущем. Здесь уже проходили это во время кризиса 1970х, когда город потерял налоговую базу из-за деиндустриализации и переезда богатых жителей в частные дома за город – теперь они создают условия, чтобы жители даже не задумывались о переезде.
Это Орестад, новый район города. Про него я уже делал отдельный пост, но тогда я показывал только плюсы. Давайте теперь о минусах!
Орестад расположен на острове Амагер, который среди коренных жителей столицы до сих пор известен, как «Lorteø» или «Дерьмостров», так как там была расположена главная городская свалка. Но близость к центру и инфраструктуре заставили посмотреть на это место с другой стороны. В 1994 году был объявлен конкурс на создание мастер-плана, который был готов лишь в 1997 году.
Район должен был стать новым местом для жизни 20 000 горожан, сюда же хотели перенести учебные заведения (школы, гимназии, университеты) для 20 000 молодых жителей и создать 80 000 рабочих мест. Проект масштабный даже в масштабах страны. Но вместо создания нового района города здесь создали отдельный город в городе – Орестад в прямом смысле разместили в поле (ну прямо как у нас!).
Здесь старались создать соразмерную и интересную среду для человека, чтобы новый район не отличался по духу от старой застройки. Но увы, пространство скорее мёртвое, чем живое:
Идея с созданием рабочих мест начала буксовать из-за отдаления района от центра, плохим транспортным связям (не помогла новая линия метро, трасса и жд станция). К тому же параллельно со строительством района начался процесс редевелопмента промышленных территорий вдоль набережных в центре города – компаниям это понравилось куда больше.
Земли под офисы и рабочие места быстро переделали под жилое строительство, также власти смягчили свои строгие планировочные запреты и дали больше свободы архитекторам. Но это не решило проблему вымирания района в рабочие часы:
Ещё здесь построили стадион, во время игр наверняка здесь появляется жизнь:
Необжитость очень сильно чувствуется, несмотря на разнообразную архитектуру, каналы и спокойные улицы. Мне кажется, что это связано с отсутствие бизнеса на первых этажах – нет жизни, нет разнообразия, нет «глаз».
Часто перед архитекторами стоит непростая задача: сделать живые улицы или комфортное жильё. Пародоксально, но людям нравится ходить вдоль витрин и покупать товары недалеко от дома, но никто не хочет жить над бизнесом (даже если это магазин часов). Приходится балансировать и создавать разные типы улиц, или же прописывать требования для будущих арендаторов, но здесь просто вынесли всё в торговый центр – результат хорошо виден на фотографиях.
В Копенгагене нельзя строить торговые центры на обычных улицах – это убивает уличный бизнес, вызывает рост поездок на автомобиле и плохо влияет на район. Но для Орестада сделали исключение, что позволило продать участок и свести финансовый план, но очень негативно отразилось на всём районе.
Единственное живое место – парк:
Получился типичный спальник с качественной архитектурой, но не более. Реализовать принцип удобного для жизни района не получилось.