Набережная для отчётности
На этой неделе я показывал вам прекрасную набережную в Казани. Возможно она вам запомнилась детской площадкой, плавучей сценой или лавочками, но она уникальна в другом — это пример правильной организации предпроектных, проектных и постпроектных работ. Международный конкурс, этапы с переходящем проектированием и компетентная управляющая компания — вот секрет успеха качественного проекта. Но так происходит не везде.
Я уже рассказывал про варварское благоустройство реки в Вологде: естественные пейзажи и сложившуюся экосистему разрушают и заливают бетоном. Это полное противоположность казанскому примеру: проект делался почти в секрете от жителей и профессионального сообщества, чиновники совершенно не слышат критику и всем плевать, что будет с местом после завершения работ.
Раньше набережная была такой, её вид не менялся на протяжении столетий:
Местами нужно было провести санацию зелени, где-то точечно можно была вставить настилы, пирсы и уличную мебель, но в целом была сложившая экосистема и узнаваемый древнерусский образ:
Вот так Вологда выглядела 200 лет назад, и точно также набережная города выглядело ещё несколько лет назад:
Такой вид очень не понравился губернатору, который, видимо, решил сделать в городе что-то масштабное для увековечивания самого себя в истории. Три километра набережной решили залить бетоном и асфальтом за 265 миллионов рублей. Всех критиков из числа жителей и специалистов посылали лесом в спешно организованный совет, который ничего не решал. В последний раз губернатор решил выдать группу специалистов за диванных критиков:
Достали меня, честное слово! Надо делать и никого не бояться. Делайте в любом случае. Никого не слушайте, потому что это диктатура большинства. Гундят 10% диванных критиков, и мы ведёмся на этот конфликт
Кто же эти диванные критики и что они говорят? Давайте посмотрим:
Образ этой набережной как озелененного ландшафтного пространства, он совершенно изменен, радикально, искусственно, надуманно. Понятно, что зелень, которая здесь была не совершенна, она нуждалась в расчистке, рекультивации, посадке новых растений и так далее, но поменять зеленую набережную на голые бетонные плиты — это самое худшее, что можно было сделать.
Константин Кияненко, профессор кафедры архитектуры ВоГУ, доктор архитектуры, Cоветник Российской академии архитектуры и строительных наук
Мы видим сегодня уничтожение уникального русского пейзажа, открывающего врата на Русский Север. Это совершенно очевидно. Я поддерживаю мнение, что должен быть наложен мораторий на работы. Эти противотанковые бетонные укрепления берегов должны быть демонтированы
Наталия Душкина — профессор МАРХИ, историк архитектуры и градостроительства, член и эксперт международного научного комитета ICOMOS
Нужно любым способом волевым остановить эту деятельность, которая носит явно нездоровый характер, демонтировать то, что сделано. Мне кажется, что говорить сейчас о благоустройстве, которым можно вот это все прикрыть, это как говорить о косметике в период тяжелой болезни: давайте нарисуем больному румяна и закрасим пудрой прыщи.
Николай Лызлов — архитектор, вице-президент Союза московских архитекторов, профессор Международной Академии Архитектуры (МААМ)
Нужно просто физически спасать набережную. Нужна политическая воля мэра или губернатора, который должен взять на себя ответственность. Вот сейчас Вологда может стать хорошим прецедентом: из плохого сделать хорошее
Александр Малинов, заслуженный архитектор РФ, член Союза архитекторов
Вообще, собственно, парадигмой всего проекта (зон охраны) было сохранение уникальности Вологды как соединения урбанистического начала и ландшафтного, и река связывает все воедино. Город производит впечатление тепла, добра, света северного города. Есть способы берегоукрепления исторические, которые позволяют сохранить это, а не превратить в то, что вы увидели.
Сергей Куликов, главный архитектор ФГУП Центральные научно-реставрационные проектные мастерские
Во-первых, работы надо приостановить. Провести противоаварийные мероприятия: существует масса способов по берегоукреплению с помощью сеток, наброса камней, временных посадок кустарников. Дальше в обязательном порядке сделать корректировку проекта, и в составе этого проекта сделать раздел по обеспечению сохранности ОКН.
Наталья Плащенкова, архитектор, член Экспертного совета ЦС ВООПИиК
Если эти люди — диванные критики, то Кувшинников Олег — диванный губернатор. Как можно делать пространство для людей и игнорировать их одновременно?
Желание сделать город лучше и облагородить набережную достойно всяких похвал, но часто предприимчивый дурак — хуже вредителя. Ранее этот же человек закатал набережную Великого Устюга, в Вологде он решил не креативить и поступить также. Возможно, больше бетона и асфальта в своей жизни ничего не видел.
В эту среду, 24 июля, жители Вологды выйдут на митинг против варварского уничтожения набережной. Многое уже уничтожено, но если работы будут продолжены, то город полностью потеряет свою идентичность. Ситуация же с губернатором говорит об управленческой некомпетентности: оторванность руководства от жителей, шаблонное мышление в отрыве от контекста и невозможность делегировать важные вопросы специалистам. Это всё — не лучшее качества управленца и его команды, чем это кончается мы недавно наблюдали в Екатеринбурге.
Следить за новостями набережной и протестами жителей можно в Фб и Вк.