February 23, 2014

Велосипед и город. ВелоРоссия 2014

"

Да, на фото я, и да, она только для привлечения внимания- под катом будем говорить о серьёзном.

подборка по городам!

Долгое время велосипед в России рассматривался исключительно как вид спорта или только в качестве развлечения. В это время весь остальной мир потихоньку понимал, что велосипед это ещё и средство передвижения по городу. И он очень эффективен, ибо:
1) занимает мало места как во время движения, так и во время стоянки:

крайний справа фрагмент- велосипеды

а могла быть парковка для 5 машин

2) экологически чист и вообще положительно влияет на здоровье людей;

3) снижает нагрузку на общественный транспорт;

4) уменьшает количество машин на дороге (а следовательно и пробки с загазованностью);

5) повышает мобильность населения.

И это всё при том, что из инфраструктуры велосипедам нужны только велодорожки да велопарковки, которые не стоят каких-то огроменных денег.

В итоге сейчас велосипед является чуть ли не основным видом передвижения во многих городах мира. Но не в России.

У нас пока что только в одном городе идут масштабные работы по развитию велоинфраструктуры- в Москве. И это заметно: появились велодорожки, велопарковки (опустим их эстетические качества, правда) и городской велопрокат, которых 2 года назад не было вообще. Уже этим летом было заметно, что велосипедистов в городе стало значительно больше.

Однако, названия данного поста намекает, что речь тут пойдёт не только о столице, но и о других городах России. Интереса ради я послал запросы о развитии велоинфраструктуры во все города России с населением более 1млн человек. Хотелось бы, конечно, охватить и полумиллионники, но это уже в следующий раз- таких намного больше и я один не справлюсь :) Ответили, правда, не все. В посте не будет Екатеринбурга и Уфы- видимо у них такие грандиозные планы, что они отвечают уже 3ий месяц мне тупо надоело ждать. Москва, в лице деп.транса, тоже не ответила, но о местных планах на этот год я и так знаю.

Итак, в обращениях я спрашивал о планах по велодорожкам, велопарковкам и о городском велопрокате на 2014 год. Поехали:

Волгоград

Тут всё плохо. На этот год денег нет, да и на 2015-2016 тоже не будет. Плохо :(

Воронеж

Тут мне расписали что у них уже есть столько-то разных велодорожек (все исключительно в парках) и поделились планами. Из проектов на этот год: ремонт 5,6 км велодорожек; установка 100 велопарковок к сентябрю (итого будет 214). Из дальних неопределённых планов: создание велодорожки вдоль набережной; в парке при реконструкции появится 10 км дорожек; создание сети в 5 и более км дорожек в новых районах (предложение от застройщиков, к слову); укладка велодорожки вместо трамвайных путей (!!!). Последнее я комментировать не хочу, ибо это не совсем к теме относится, но так нельзя...

Итог: ответ пришёл от управления физической культуры и спорта, а это уже показатель, что в городе к велосипедам до сих пор, по-старинке, относятся как к виду спорта. Хотя установка велопарковок радует, не всё так плохо, значит.

Казань

Тут из чётких планов только расширение системы городского велопроката инвестором, но точных цифр нет. Зато есть планы по развитию сети велодорожек, которые сначала охватят центральную часть города, а затем дойдут до других районов города- это тоже неплохо. В общем, Казань молодец.

Красноярск

Ответ опять-таки от департамента спорта. Вместо ответа по городу дан ответ только по о.Татышева (который, к слову, очень неплох для катания, но до которого ещё нужно добраться). На нём будет размечена трасса с грунтовым (?) покрытием длиной 19.5 км. Плюс велодорожки появятся на набережной Енисея и в Берёзовой рощи.
Развитие спорта и условий отдыха горожан это, безусловно, хорошо, но до осознания велосипеда как городского транспорта город ещё не дорос- у них даже данных никаких нет (иначе упомянули бы).

Нижний Новгород

Тут хоть и ответ от деп. спорта, но зато информация поинтереснее- велодорожки появятся на улице М. Горького. Конечно одной улицы мало, но получить всё и сразу очень сложно и практически всегда невозможно...
Что ещё интересно- из ответа следует, что велопарковки "предусматриваются у подъездов жилых домов", если это правда (хотя когда я там был, то не заметил такого), то Нижний Новгород крут и впереди России всей, даже если это распространяется только на новые дома.

Новосибирск

Ответ из деп. транспорта меня огорчил- там сразу сказали, что хрен вам, а не уличные велодорожки. И естественно, на это у них есть объективные и формальные причины. В будущем веложорожки будут развиваться только в парках и точка. Но, по их мнению: "Считаем, что принимаемые мэрией меры позволят в ближайшем будущем удовлетворить законные интересы велосипедистов нашего города и обеспечат этому виду транспорта еще большую популярность и безопасность движения". Смешно и грустно такое читать. Я бы на месте горожан попросил Варламова баллотироваться в мэры.

Омск

Там ничего делаться не будет, но зато они прорабатывают концепцию по развитию велодвижения в городе на 2014-2020 года. И знаете, заложенные в неё принципы очень правильные и толковые! Правда, на дворе 2014 год, а Концепция, как я понял, не готова. Но я надеюсь, что Омск справится, а Новосибирск будет кусать локти и не понимать "как так, ведь это невозможно!".
Ну а пока в городе только 15 км велодорожек в парках.
К слову со мной даже созванивались из Омска и жаловались, что нет денег и что они вместо работы должны отвечать таким как я :)

Пермь

Пожалуй, самый адекватный и приятных ответ- всё по делу. Они даже прямо написали о новых изменениях в ГОСТах! Правда, новых дорожек не появится, как я понял, ибо они только собираются актуализировать свои дальнейшие планы в данном направлении. Но зато они там уже есть на ряде улиц, и именно их будут приводить в порядок в 2014 году. "это же невозможно,невозможно,невозможно и точка!"-кричит Новосибирск

Санкт-Петербург

В этом году в городе появится 5.4 км велодорожек и завершится проектирование реконструкции улиц, на которых будет более 10 км дорожек для велосипедистов в будущем. Насчёт велопарковок сказано очень размыто, но думаю что из станет больше (сейчас 538).

типовые велопарковки города на Неве

Ростов-на-Дону
Этот город меня поразил больше всех просто формой ответа:

Они бы ещё смайлики поставили, что ли...
Планов на 2014 год у них вообще нет, хотя велодорожки на улицах уже существуют.

Самара
Этот город тоже отличился ответом- они мне перечислили все соревнования в дисциплине МТБ (маунтинбайк), которые проводились у них в городе, и лишь в конце ответили хоть что-то по существу (поэтому нет скана одной станицы ответа- там 0 информации).

Но зато понятно, почему они так мне расписывали про соревнования- они, видимо, решили перенять опыт Новосибирска, и ради безопасности горожан может сделают велодорожку на набережной. Хотя, при этом, признают возможность их появления при реконструкции улиц и обособления их от машин.

Небольшое дополнение от Антона Буслова:
"В Самаре направили письмо на исполнение не тому департаменту, в результате он начал отвечать по своей компетенции и "мимо кассы". В смысле исполнитель письма не знает, что вопрос ведет Департамент благоустройства и экологии, и что разработаны проекты включения велодорожек в состав зон рекриации при их реконструкции, с последующим созданием сети дорожек от этих зон рекреации к жилым кварталам. Это не сеть магистральных транспортных дорожек, но это уже что-то реалистичное в условиях когда тротуары не чистятся и рассыпаются..."

Челябинск
Тоже необычный ответ пришёл из города. Точнее ДВА ответа:

Видимо, в городе ещё не решили, велосипед- это средство отдыха и спорта, или всё-таки вид городского транспорта...
Деп.транспорта- есть разработанные схемы, и они учитываются. То есть, видимо, ничего не делается в этом направлении.
Деп. спорта- всего в городе 4 км велодорожек в парках (мало...). Зато признали, что они понятия не имеют, сколько у них в городе велопарковок. Хотя бы за честность спасибо.

Москва
в 2014 году в столице появятся более 100км новых велодорожек, подробно об этом я писал тут, а городского велопроката станет ещё больше:
"в нынешнем году для проката будет доступно около 5 тысяч велосипедов, что в 10 раз больше, показателей прошлого года"- М.Ликсутов (начальник деп.транспорта). Вроде в инете была цифра, сколько точек велопроката появится, но я её не нашёл, но значительно больше точно-надо же куда-то ставить новые велосипеды.

Какой вывод можно сделать? В целом по крупным городам России всё далеко от идеала, но если посмотреть на то, что было, допустим, лет 5 назад, то изменения в лучшую сторону значительные. Уверен, количество и качество инфраструктуры будет только расти с годами (кроме Новосибирска- там это небезопасно и вообще не нужно). Свою роль также сыграет опыт Москвы в этом деле, я уверен- ведь у нас все города смотрят в сторону столицы и пытаются перенимать "опыт" (правда не всегда положительный, но это так, к слову). Так что буду делать такую подборку ежегодной, чтобы проследить динамику. Авось и скромные Екатеринбург и Уфа со временем отвечать начнут, а РнД присылать подобающие письма.

Но это ещё не всё!

С инфраструктурой вроде разобрались, но давайте поговорим ещё о двух вещах:

Вещь первая

Предвижу, как многие начнут писать, что у нас не те климатические условия для развития велотранспорта. Это заблуждение. Во многих северных странах велосипед очень популярен среди местного населения и зимой. Естественно, что в -30 мало желающих кататься, но ведь пешеходов тоже меньше на улицах, правда? Но это не значит, что тротуары не нужны.
На велосипеде можно спокойно кататься примерно до -10, потом уже не очень комфортно, да и смазка начинает замерзать (особенно если она органическая). Со снегом бороться очень просто- надо его убирать. В других странах в первую очередь чистят велодорожки с тротуарами, а дороги потом. Да и есть много примочек на велосипеды на зиму, к примеру резина с шипами или такие вставки:

Фотографии радостных европейских велосипедистов зимой:

они счастливы

Ну ладно, серьёзно, вот:

В Канаде так вообще велодорожки делают с запасом:

утром, говорят, пробки бывают

Ну ладно, улыбнулись и хватит.

Вещь вторая
Для небольших городов это проблема не так актуальна, но если не решить её в крупных городах, то вся затея с развитием велодвижения может пойти коту под хвост. Я говорю о том, что велосипед, как средство транспорта, штука очень хорошая, но далеко не все готовы ездить на дальние расстояния на нём. Давайте будем считать, что предел велосипедиста, условно- 10 км, то есть это доехать из одного большого района в другой. В мегаполисе, где расстояния намного больше, это будет проблемой. Но проблемой решаемой. Необходимо просто обеспечить человека возможностью либо взять велосипед с собой в общественный транспорт (ОТ), либо дать возможность доехать до пункта А, оставить там велосипед, сесть на ОТ, доехать до точки Б, и сесть там на другой велосипед.

Второй вариант легко решается сетью городских велопроков, где вся система работает как одно целое (поэтому не стоит путать это с частными велопрокатами, где каждый сам за себя). Такие есть у нас в Москве и в Казани:

С первым же всё немного сложнее. Правда сложности больше бюрократические. Но проблема тоже решаема. К примеру, в Москве на днях сообщили, что провоз велосипедов во всех видах наземного транспорта столицы в не пиковые часы будет разрешён и бесплатен. Правда провоз внутри транспорта, хотя, помнится, раньше речь шла о таких вот велобагажниках:

январь

Но эксперимент, видимо, быстро отмели, ибо в прошлом же году его с этого троллейбуса благополучно сняли:

конец лета

Хотя вообще такие багажники очень распространены в мире.

В прошлом же году велосипеды стало можно бесплатно провозить на электричках, это тоже большой плюс. Правда в других странах под это дело целые вагоны выделяют:

Осталось решить вопрос только с метро. Хотя, по сути, тут нужно только волевое решение. Сейчас же, как обычно, всё упирается в безопасность и нехватку места. К слову, в мире как раз разрешение провоза велосипедов в не часы-пик распространяется на метро (ибо на наземном ОТ есть багажники).

Небольшой итог

Как видите, не всё так плохо, как могло казаться (кроме Новосибирска и частично Самары). Москва не сразу строилась, как принято говорить, обычно. Хотя как раз столица поражает масштабом, который, в прочем, практически всегда отражается на качестве.
Я хотел вам показать, что если в вашем городе говорят, что "строить велодорожки нельзя, потому что..... и вообще такого в России никто не делает"- не верьте, ибо всё возможно, даже с нашими тупыми ГОСТами и законами. Так что, надеюсь, в следующем году хорошей информации будет больше.