Транспортной революции нужна ваша помощь!
Я неоднократно рассказывал вам про наш стандарт новых дорожных знаков — с ним были некоторые проблемы, но с мая этого года он стал ГОСТом, а все претензии ГИБДД рассыпались в суде. Это хорошая победа здравого смысла, но малая часть работы — сейчас проходит публичное обсуждение нашего нового предварительного национального стандарта!
В новом стандарте мы охватываем разметку, светофоры и прочий конструктив. Также мы решили включить в документ типовые схемы — мы не можем учесть все возможные ситуации, но можем помочь инженерам и архитекторам с самыми распространёнными ситуациями и «на пальцах» показать применение новых решений. Давайте посмотрим на некоторые нововведения.
Для начала с наболевшего: мы предлагаем избавиться от красочной эпилепсии на перекрёстках со светофорами. Если на обычных зебрах приоритет устанавливается разметкой и знаками, то при светофоре это определяется сигналами — делать яркую разметку в таких ситуациях нет никакого смысла. Кроме того, она очень скользкая, от чего страдают мотоциклисты, велосипедисты и все остальные. В масштабах всего города это даст огромную экономию бюджета, которые можно будет пустить на подсветку переходов, островки безопасности или просто поддержание разметки в течение всего года.
Стоит заметить, что колесо мы не изобретаем — это нормальная практика в мире. Барселона:
Такое было даже в России. Переход на Тверской:
Нужно делать заметным не переход, а человека. Новогодняя ёлка из разметки и знаков лишь отвлекает внимание от светофора и людей. В общем, по всем фронтам плюсы.
Ещё мы позволили себе заложить возможность делать город чуть уникальнее и дружелюбнее. Возможно, какой-нибудь город воспользуется этим и сделает отечественного Ампельмана.
Я вам неоднократно рассказывал про тактический урбанизм: перед капитальной стройкой идёт тест решений с помощью недорогих и простых средств. В некоторых городах России так уже делают из разметки, столбиков и прочих малых форм, но в большинстве муниципалитетов такие предложения вызываю дикое опасение: ведь в ГОСТах про это ничего не написано! Наши стандарты не запрещали так делать, но раз все так боятся делать что-то новое, то мы прямо прописали это.
Постоянные читатели могли узнать Саратов на схеме. Хочется верить, что найдутся более удачные управленцы, которые будут использовать этот инструмент с умом.
На светофорах велосипедисты почти всегда стараются выехать за стоп-линию. Сейчас это формально является нарушением, но на реальной жизни это спасает жизни: выезд перед машинами исключает попадание велосипедиста в мёртвую зону водителя. Поэтому во всём развитом мире на перекрёстках сразу делают оттянутую стоп-линию для автомобилей и зону для велосипедистов. Мы решили, что Россия не хуже всего развитого мира:
Это крайне простое и недорогое решение для небольших улиц, которое позволяет сделать улицы чуть безопаснее. Опять же, ничего нового мы не придумали:
Заодно показали на типовых схемах размещение велодорожек и велополос на улице:
Минтранс России уже делал методичку по успокоению движения на улицах со всеми обоснованиями, но многих решений не было в наших стандартах. Более того, некоторые депутаты даже позволяют себе влезать в процесс проектирования и творить варварство. Решили не только прописать возможность делать улицы безопаснее и комфортнее, но ещё и показать это наглядно:
Улицы нельзя проектировать по стандартам загородных трасс, это вопрос не только комфорта и безопасности пешеходов или велосипедистов — это повышает общую безопасность и снижает вероятность автомобильных аварий с неожиданными пробками. Например, если поднять переход через второстепенную улицу, то вылететь из поворота на главную на скорости более 20 км/ч будет почти нереально — люди будут притормаживать и заодно смотреть по сторонам. Или островки безопасности с уширениями тротуара, которые позволяют делать фазы для пешеходов короче — длина перехода сокращается, люди проходят улицу быстрее, водители меньше стоят. В общем, плюсов много — об этом я подробно писал ранее.
Приоритет общественного транспорта
Сейчас в наших ГОСТах есть лишь одна картинка с выделенной полосой. Судя по всему, её рисовали в контексте загородных трасс, но решение стали перерисовывать и на города. В итоге проектировщики и транспортники закладывают огромные зоны перестроения или обрывают выделенку перед поворотами — полоса вроде для автобуса, но она превращается в имитацию выделенки из-за всех выездов-заездов во дворы и парковок:
Мы показали ещё варианты, которые делают выделенку действительно приоритетной полосой на улице:
Заодно показали разные варианты размещения вафельниц на перекрёстках, в том числе в контексте полос для общественного транспорта. Разметка пока новая, не все понимают её смысл и трактуют абы как — пусть смотрят и внедряют с умом.
Мы не можем предусмотреть все возможные решения и сделать за конечных проектировщиков всю работу — текущие ГОСТы пытались так сделать, но в итоге всё закончилось километрами заборами и превращением улиц в зону повышенной опасности. Поэтому мы закладываем инструментарий и помогаем понять его смысл, но оставляем возможность отходить от рекомендаций при необходимости — стандарт гибкий и универсальный. Посмотреть проект нацстандарта можно тут.
Но есть адекватное понимание, что мы могли что-то опустить — пробелов очень много, мы могли что-то пропустить. Кроме того, почти вся бюрократическая система по инерции сопротивляется принятию чего-либо нового. Поэтому я прошу вас посмотреть проект целиком и написать о возможных упущениях. Обращения с благодарностью и перечислением положительных предложений тоже сильно помогут при прохождении всех инстанций :)
Мы постарались максимально упростить процесс сбора обратной связи и сделали для этого отдельную страницу: http://ptk703.ru/feedbackpnst/