Спасёт ли велодорожка град Московский?
В последнее время у меня находится всё меньше и меньше цензурных слов, чтобы описать строительные проекты Москвы. Безграничный бюджет, отсутствие стратегии и ответственности породило тотальную некомпетентность, и перспективы разрешения этой проблемы я пока не вижу. После открытия новой дороги, ТПУ, станции метро или электрички нужно сразу же всё закрывать и переделывать по-человечески.
Исправить капитальные ошибки малой кровью получается крайне редко, хотя многие пытаются. Например, недавно у меня был подробный пост про новые станции в полях — десятки миллиардов рублей были потрачены на неудобные станции, до которых ещё и невозможно нормально добраться. Там же у меня была информация про будущее велошоссе от метро Филатов луг до ближайших домов Московского — это около 3 км через парк, которые могут хоть как-то приблизить станцию к людям. Сейчас строители уже на финишной прямой, можно хоть как-то оценить задумку и поговорить про мультимобильность.
К велосипедам у нас принято относиться пренебрежительно, мол это спорт для хорошей погоды в парке. Это так же верно, как считать автомобиль дорогой игрушкой для заездов по гоночному треку — на нём можно гонять с друзьями, но в реальности у машин функционал намного шире. С велосипедом аналогично: кто-то ездит два раза в год по парку, но вообще его можно использовать в транспортных целях для поездок до 7-10 км. Даже в холодном и снежном климате это не проблема, если создать нормальные условия (как это делают финны).
В небольших городах на велосипеде можно ездить от двери до двери, что довольно удобно. В больших городах на велосипеде чаще всего ездят внутри своего района и используют его совместно с общественным транспортом. Например, чтобы доехать до станции метро или электрички — это называется транспортом последней мили. Иными словами, умные города через развитие велосети делают свой общественный транспорт удобнее и пересаживают людей из машин в поезда. Три километра от домов до метро — тот случай, когда пешком идти долго, зато велосипед наиболее быстрый и простой способ добраться до станции:
У нас об этом не принято задумываться, но интересность поездки — важное свойство инфраструктуры для привлечения людей. Люди любят ездить в парах и общаться по ходу, поэтому хорошие велодорожки делают широкими: беседа во время езды делает поездку веселее и субъективно сокращает время в пути. В идеале, велодорожка должна вмещать в себя трёх паралельно едущих людей, здесь с этим всё хорошо:
По дорожке также ходят люди, но места достаточно для их объезда:
Здесь ещё нет финальной разметки, но она будет разделять дорогу на две стороны и напоминать людям о велосипедистах. Также должны поставить скамейки в специальные карманы.
Параллельно велодорожке строят прогулочную тропинку, она должна будет частично снять проблему гуляющих:
Ещё это та велоинфраструктура, которая безопасна даже для самых маленьких — по такой велодорожке не страшно отправлять ребёнка одного в школу. Опять же, это важное качество для пересаживания людей на велосипеды и самокаты.
В начале и конце будут стоять станции велопроката:
Пока установили лишь одну стойку, но сразу возникает вопрос обслуживания и удобства:
- Из-за маятниковой миграции по утрам велосипедов не будет в районе домов, а вечером — у метро. Нужно будет постоянно перевозить их для равномерной заполняемости, что не есть хорошо.
- Станций нет рядом с домами, нужно будет идти до велодорожки и лишь потом ехать. Функции бронирования велосипеда нет, поэтому последний велосипед могут легко забрать прямо перед вами — не очень приятная перспектива.
Для личных велосипедов недалеко от станции метро построили первый в городе велопаркинг. Про его сильные и слабые стороны я подробно писал ранее.
Хорошая штука, было бы хорошо ставить упрощенные версии во дворы для снятия проблемы хранения великов на балконе или в подъездах.
Плохо, что гараж поставили далеко от входа в метро, строителям оказалось важнее сделать парковку поближе. Тропиночная сеть совершенно непродуманная, так ещё и заборы воткнули:
Вообще нужно было додуматься подвести велодорожку к зоне метро, но не сделать прямой путь до самого метро. Дорожка просто утыкается в бордюр парковки:
Но это полбеды — часто нет даже банальных пологих спусков:
Всё меркнет перед главным фейлом: велодорожка начинается у парка. Вся новая застройка Московского — типичный пример случайно раскиданных домов среди асфальтовых полей парковки, где ходить пешком или ездить на велосипеде не очень-то удобно и безопасно.
В такой среде доехать до этой самой велодорожки ещё нужно суметь. В целом, это типовая проблема московских велодорожек: они идут из ниоткуда в никуда.
В идеальной ситуации задумываться о подобных транспортных велодорожках и общей мобильности жителей нужно ещё на этапе планирования застройки. У нас же сначала строят дома, нарезают парковку, получают транспортный коллапс и лишь затем начинают думать об общественном транспорте, пешеходах и велосипедистах. В текущем виде такая велодорожка — костыль для ужасного расположения станции метро, убогого планирования и ужасной застройки. Решение будет системным и продуманным, только если в примыкающих районах сделают подъездные велодорожки или хотя бы широкие тротуары без выступов и станции велопроката — лишь при таком подходе велосипедом будут пользоваться и дети, и пенсионеры.
Хочется верить, что жители оценят новый путь до метро и инфраструктура раскатается, но Аркадий сегодня скорее пессимист. Зато это хорошая возможность протестировать велогараж в реальных условиях для установки подобного у станций метро с МЦД. Заодно можно будет показывать строителям велодорожку нормальной ширины для будущих проектов.