September 30, 2019

Школьная улица: как сделать плохую пешеходную улицу

Продолжаю разбирать проекты реконструкции московских улиц этого года. Как я уже писал, в основном город занялся окраинами и привокзальными площадями, масштабных и кардинальных изменений крупных улиц в центре особо не было. Зато была Школьная улица — крайне нетипичная для Москвы улица с сохранившейся исторической застройкой, где вроде была пешеходная зона, но по сути, это была большая парковка.

К нашему общему сожалению, комплекс ЖКХ не сумел развить исторический контекст улицы, а инициативный депутат выкинул из проекта трамвай. В итоге получилось мёртвое плиточное поле.

Где жизнь?

Главный промах проекта — непонимание сути пешеходной улицы. Это не просто улица без движения машин, это должно быть полноценным общественным пространством. Для зарождения жизни на улице нужна хорошая плотность (это есть) и точки притяжения: люди должны не просто комфортно ходить по улице, им ещё нужна какая-то цель, чтобы прийти и задержаться здесь. Для этого нужны рабочие места, жильё и торговля — с этим проблемы, почти все дома заняты различными службами и никак не коммуницируют с улицей:

Глупо ожидать, что толпы будут просто ходить туда-сюда по улице. С таким же успехом можно ожидать прибыль от красивого торгового центра, но без входов внутрь. Хорошая пешеходная улица — это в первую очередь социо-культурное и экономическое программирование, а не запрет движения машин. На всей улице домах в пяти есть хоть какие-то заведения:

На улице монтируют какие-то павильоны, возможно, они будут стационарными, хотя скорее всего их делают под какой-то фестиваль. Неплохо, но только в качестве временного решения для зарождения жизни:

Наполнить дома жизнью можно будет в будущем с помощью различных стимулирующих программ и переговоров, но в проект почему-то не заложили проходы к домам и прифасадную часть улицы — такое зонирование делают специально для летних веранд, рекламы, арт-объектов и прочих деталей магазинов. Кроме того, будущие деревья (пока не вырастут) могут закрыть всю архитектуру домов, уничтожив изюминку улицы. Если бы запарились над переносом коммуникаций и сделали места для деревьев хотя бы метра на два дальше от фасадов, то было бы лучше.

В Москве совершенно забыли, что существуют приствольные решётки, которые позволяют сажать деревья на подобных улицах без перекрытия доступов к домам...

Из ниоткуда в никуда

Ещё одна серьёзная проблема улицы — её отрезанность от всего района. Начинается она с огромной асфальтовой площади:

... а заканчивается подземным переходом и спуском в метро:

К слову, здесь уже видна ошибка планирования: кратчайшая траектория к метро идёт через парковку, а не через тротуар. Скорее всего, парковка находится на придомовой территории и департамент капремонта не захотел возиться с жителями. Но можно было вместо асфальта уложить плитку — уже было бы приятнее.

Улица аккумулирует некоторый поток с ближайших домов в сторону метро, что хорошо, но плохо взаимодействует с районом вокруг.

Нужно улучшать пешеходную связанность, для этого как минимум нужны наземные пешеходные переходы на площади Рогожской заставы. Как максимум — гуманизация улиц всего района:

Примыкающие к Школьной небольшие улицы реконструировали, но на главные проблемы забили.

Типовой дизайн для нетиповой улицы

Раньше это была улица-парковка:

Планы по её пешеходизации ходили очень давно. Стало:

Улица была полностью закатана в асфальт, под которым были трамвайные пути. У домов было несколько участков со старой мостовой. Было:

Асфальт заменили на типовую для Москвы плитку, такую же кладут по всему городу. Кто-то ещё по привычке паркуется прямо у двери:

Историчность улицы показали вставками старой брусчатки. Подобное уже делали в Москве ранее: на Петровке брусчаткой вымостили парковку у Большого, на Сретенке и Пушечной по небольшому пятачку у храмов.

старый клинкер на Пушечной

Здесь же несколько вставок просто посреди улицы. Смотрится странно и вырванным из контекста. Сохранение мостовой — дело хорошее для общего восприятия, но здесь булыжники не дополняют среду вокруг, а скорее вызывают вопросы:

Или я не прав?

Для сравнения, Кузнецкий мост, где под напором жителей сохранили полноценное мощение по центру улицы:

Если делать точечно исторические вставки, то лучше непосредственно у домов. Например, на той же Школьной местами сохранили проезд к воротам в брусчатке:

Где-то не стали убирать мощение в арке:

Как мне кажется, лучше бы замостили брусчаткой зону вдоль домов — это бы дополняло сами дома и выглядело целостной историей:

Качество — стабильное для Москвы:

Пешеходный переход через пересекающую улицу, сделано плохо:

Важно не просто поставить знаки и нарисовать разметку, а показать смену приоритета дизайном: поднять проезжую часть до уровня пешеходов и сменить покрытие. В Москве раньше так умели делать, но с этого года город перестал мостить проезды и улицы — из-за косяков им приходилось постоянно перекладывать плитку, в итоге они просто забили на это (как по-московски!). Например, вот так сделано в Лионе:

Трамвай

На улицу хотели вернуть трамвай, который когда-то тут ходил. Хотели сделать это не просто так, а чтобы связать линию в сторону Курского вокзала с западной частью сети. Сейчас тут получается вилка, чьи концы не связаны между собой:

Решение не самое удачное с точки зрения транспорта из-за вынужденного двойного пересечения улицы Сергея Радонежского. Но наличие трамвая давало бы дополнительные связки улице, улучшая её доступность — именно поэтому в той же Европе любят делать пешеходные улицы с трамваем.

Но трамвая не случилось — небольшая группа людей под руководством муниципального депутата Свиридова очень громко кричала против трамвая. Причина протеста: исторический характер улицы, трамвай в их представлении точно бы это испортил. Абсурдная причина, но чиновники испугались возмущений и тихо убрали пути из проекта. Депутат, к слову, выборы в Мосгордуму проиграл.

Зато на примыкающей Большой Андроньевской улице сделали две платформы. Одну платформу сделали вместо лишней полосы, раньше две полосы упирались в одну:

Впервые в Москве смогли сделать пешеходные переходы с каждой стороны платформы!

Другую в виде подъёма проезжей части до уровня тротуара и дверей трамвая. Было так:

Стало так:

Это называется венская платформа, такие делают при дефиците места на улице. Рассказывал подробнее ранее.

В Москве такие делают в третий раз, получилось учесть некоторые ошибки: в начале появился небольшой островок, и с каждой стороны появилась ливнёвка. Радует, что не будет луж, но строители очень криворуко вставили знак мимо островка.

Итого

Важно: работы на улице ещё не закончены, поэтому, например, нет остановок, новой зелени и скамеек.

Точно понятно, что пока город не умеет работать с контекстом улицы и выбирать нетиповые решения для знаковых мест. Проблемы с пешеходной доступностью Школьной и насыщением её жизнью можно исправить, но этим нужно заниматься отдельно — хочется верить, что префектура и мэрия понимают это.

С трамваем вышла крайне неприятная история, но она хорошо показывает отсутствие общегородской транспортной стратегии и политической воли руководства города. В очередной раз стало понятно, что чиновники не умеют или не хотят объяснять свои действия понятным жителям языком. Но есть и возможный плюс: теперь можно и нужно требовать пути непосредственно на Сергия Радонежского. Для Школьной улицы плюсов уже не будет, зато жители получат новые связки и более удобный наземный транспорт.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...