November 11, 2019

Амстердам: унижение автомобилистов, жизнь на стройке, озеленение и велореволюция

Давайте начнём эту неделю с чего-нибудь прекрасного! Амстердам для этого подходит идеально, как мне кажется.

Посмотрим, как организованы строительные работы на центральном вокзале, как город унижает автомобилистов, что подрывает связь жителей с велосипедом и на другие интересности города.

Временные удобства

Строительные работы всегда ассоциируются с чем-то некомфортным, за них принято извиняться. На центральном же вокзале временные ограничения решили обыграть так, чтобы придать месту дополнительные интересности.

В здании вокзала идёт строительство вестибюля новой линии метро. Вокзал построен на насыпи, местные грунты крайне нестабильны — грунт замораживают примерно до -30°, чтобы можно было безопасно работать. Чтобы не пылить и как можно меньше мешать пассажирам, строительные работы «упаковали» в такой необычный короб:

Вроде простой короб, но выглядит как инсталляция из музея современного искусства. Строительство продлится до начала 2020 года.

На привокзальной площади тоже активные работы, здесь стены разрисовали крутым паттерном и используют для навигации:

Ну давайте, расскажите, что чёрный цвет нельзя использовать из-за его депрессивности:

Милота в деталях!

Ещё здесь активно строят подводную велопарковку на 7000 мест:

Из-за этого вокруг сплошные ограничения. Для пешеходов нанесли временную напольную навигацию и подсвечивают пути в нужном направлении. Трафиком управляют регулировщики:

Завершить обещают в 2023 году, сверху высадят зелень и сделают ещё больше места для велосипедистов и пешеходов.

https://www.amsterdam.nl/projecten/entree-vernieuwing/

С её открытием в общей сложности вокруг станции можно будет разместить 21 500 велосипедов.

https://www.amsterdam.nl/projecten/entree-vernieuwing/

Но убирать уличные велопарковки здесь уже начали:

Велосипед и город как сервис

Сфера транспорта всё больше отходит от привычного владения: каршеринги, машины по подписке и прочие веяния практикуются уже довольно давно. В Нидерландах были попытки запустить городские велопрокаты, но попытки сложно назвать удачными — зачем, если на каждого жителя приходится почти два велосипеда? Но недавний стартап Swapfiets делфтских студентов подорвал привычные устои.

Концепция Swapfiets довольно простая: вы покупаете подписку на велосипед за 16,5 евро в месяц за обычный или 19,5 за велосипед c 5 скоростями. В случае поломки в течение дня дефектный велосипед вам обменяют на идентичный. Отличительная черта всех их велосипедов — синяя передняя покрышка.

Всего за год компания увеличила число клиентов со 150 до 18 500 человек. Недавно они запустили в Амстердаме предпродажу электровелосипедов за 75 евро в месяц, и они уже закончились.

Этот сервис стал предметом для изучения, культуру Swapfiets как социального явления рассматривает философ Зигмунт Бауман. По его словам, наше время характеризуется все более гибкими связями. Общество становится подвижным, и это отражается на скорости установки контакта и его разрыва.

Местным «старой закалки» при этом знакомо владение собственным велосипедом: сначала вы к нему привыкаете, потом он становится неотъемлемой частью жизни, ломается, царапается, ржавеет, его нужно чинить и смазывать и, если его не украдут, вы будете строить отношения с ним годами, если не десятилетиями. Потому что он только ваш. Эти простые радости жизни, так близкие голландцам, проходят мимо клиентов Swapfiets, для которых велосипед становится продуктом, подлежащим замене.

Термин «своп» идеально подходит для описания происходящего социального развития: увеличение временных, свободных и разъезжающих по всему миру жителей городов приводит к тому, что остается всё меньше людей, вступающих в долгосрочные связи с окружающим пространством. Так, международные студенты сознательно выбирают учебу в Нидерландах и «иностранный опыт», но не знакомство с ключевым элементом голландской культуры — обслуживанием собственного велосипеда. Так, экспатам, благодаря которым сейчас растёт население Амстердама, не приходится общаться с мастером по ремонту велосипедов, изучать голландский язык или устанавливать социальные контакты в пабе за углом. Город превращается в жилой аэропорт для транзитных жителей, а плотность синих передних шин в нём становится символом этих необратимых изменений.

Геноцид автомобилистов

Только 22% поездок в Амстердаме совершаются на автомобиле (в Москве это 20-30%), в то время как они по-прежнему пользуются немалой долей уличного пространства. Большинство амстердамских поездок совершаются на велосипедах, но, несмотря на все усилия властей, велосипедисты по-прежнему сталкиваются с вечным дефицитом удобных мест для парковки.

Владение автомобилем в Амстердаме — дело сложное и чаще всего бессмысленное. С каждым годом муниципалитет всё активнее вытесняет машины с улиц города.

Вот меры только этого года:

1. Работа по снижению количества парковок ведется и будет продолжаться: за 2019 год планируется убрать минимум 1000 парковочных мест, а к 2025 — 11 200 мест по всему городу.

2. Стоимость парковки в центре выросла с 5 до 7,50 евро за час.

3. В центре введены новые правила движения (на Muntplein, Prins Hendrikkade и в районе Центрального вокзала) для снижения трафика.

4. Район De Frans Halsbuurt (Pijp) станет полностью свободным от парковки и машин. Делают это по инициативе самих жителей.

5. Комиссия утвердила программу каршеринга, в скором времени будет лицензировано больше компаний.

6. Производится работа над созданием полностью безвредного парка автомобилей общего пользования, таких как Greenwheels.

Что получается в итоге? Было:

Стало:

Начиная с лета город планирует сократить количество парковочных разрешений в центральном районе примерно на 1500 штук в год: не будут продлеваться те разрешения, владельцы которых переехали, перестали пользоваться автомобилем или, например, умерли. Про процесс получения резидентского разрешения подробно рассказывал Илья Варламов.

Отдельно стоит рассказать про городские каналы — сейчас на них много парковки, и это не нравится жителям. В городе давно обсуждают идею убрать машины, но возникает вопрос: «а что сделать вместо стоянки?» Машины занимают так много места, что не очень понятно, на что его пустить. Для озеленения достаточно убрать несколько машин через равные отрезки — это уже делают.

Строить детские площадки? Ставить скамейки? Заменять велопаровками? Вопросов много, поэтому пока этот вопрос подвешен.

Недавно муниципалитет предложил жителям с машиной и разрешением на парковку интересный эксперимент: 100 горожанам предлагается обменять автомобиль на общественный транспорт или велосипед сроком на 2 месяца, город покроет все расходы. Задача: получить представление об изменении поведения людей, когда они больше не смогут пользоваться собственным авто для передвижения.

В своих соцсетях власти прямо пишут: «Город растёт, и мы замечаем, что в нём становится теснее. Такие решения, как дополнительные дороги и автопарковки, уже недостаточны. С одной стороны, потому что свободного места в городе для их постройки почти нет, а с другой, потому что мы не хотим занимать ими лимитированное пространство. Амстердам хочет оставаться привлекательным местом, поэтому нам требуются кардинальные изменения. Вместе мы сделаем этот город доступным и пригодным для жизни».

Озеленяй всё вокруг!

У жителей Амстердама невероятная способность озеленять всё вокруг!

Буквально каждый свободный сантиметр пускают под растения:

Даже если живёшь на барже:

Некоторые архитекторы сразу учитывают такую любовь жителей:

Интересно, усиливают ли фасад перед подобным озеленением?

Здесь спокойно могут расти овощи и фрукты прямо на улице перед входом в дом:

Милота!

Поразительно и волшебно. Это встречается как в туристическом центре, так и в новых районах.

Амстердам — самый зелёный город мира, который я встречал. И это при дикой плотности и отсутствии свободной земли!

Это ещё не всё!

Про Амстердам у меня ещё много материала, так что не переключайтесь ;) Заодно напомню, что в Нидерланды я ездил вместе с командой Урбан института. В апреле будет следующая образовательная поездка курса «Архитектура и Урбанизм». По промокоду «Гершман одобряет» дают 10% скидки, набор книг по современной архитектуре Нидерландов и воркбук по креативному мышлению для архитекторов и дизайнеров. Программа отлично подходит чиновникам, архитекторам, дизайнерам и урбанистам.

Ещё большое спасибо Ирине за экскурсию по городу и замечательный канал Amsterdammer в телеграме — многое в посте я взял из него.