Красноярск: чёрное небо, новая набережная, исторический квартал, красивые детали и ужасный транспорт
Год назад я радовался успехам Красноярска в деле благоустройства города и первых правильных шагов в области дизайна среды, но одновременно предупреждал о критической ситуации во всём остальном. Локальные проявления вкуса и мудрости — это замечательно, но на фоне тотального варварства в транспортной и градостроительной деятельности они просто не раскрываются.
За год общая ситуация не изменилась: всё чаще на улицах и в публичных местах встречается хорошая уличная мебель и стильные решения, но к ним невозможно дойти из-за ужасной настройки светофоров, а лучшее, что можно сделать в новых районах города — уехать из них.
Красноярск делает один шаг вперёд, но одновременно три шага назад — это цена отсутствия общей стратегии и диалога между разными управленцами. Если этого не исправить, то все хорошие проекты будут тонуть в общем ужасе.
Экология и монополия машин
В Красноярске пора делать магнитики с «чёрным небом» — это особый режим, когда не рекомендуют выходить на улицу и вводят особый режим работы предприятий. Я жил в Красноярске до 2009 года, и все знали, что с экологией в городе не всё хорошо, но за последние годы ситуация кардинально ухудшилась. Город винит частный сектор с печным отоплением, жители — заводы и ТЭЦ на угле, но все почему-то забывают про засилье машин в городе, хотя на него приходится 40% всех выбросов.
Сегодня примерно половина всех поездок в Красноярске приходится на машины — это прямой сигнал деградации общественного транспорта. Но вместо кардинального развития трамваев и троллейбусов здесь лишь провоцируют людей ещё больше ездить на машинах. Взять хотя бы центр города, где максимальное пересечение всех маршрутов и людей — на светофоре легко можно простоять полторы минуты и более. Естественно, желающих просто терять часы жизни для перехода несчастных нескольких полос немного, особенно зимой и в плохую погоду.
В целом, город всё ещё не перерос стадию «ещё одна полоса и всё поедет»: делает односторонние улицы, закрывает левые повороты, протягивает светофоры и так далее. Если бы руководители местного дептранса хоть немного знали о городской мобильности и общей истории, то поняли бы, что это всё уже проходили другие города и что в долгосрочной перспективе это лишь ухудшает передвижение по городу.
Односторонние улицы и закрытие левых поворотов вызывают перепробеги и блуждающий транспорт. Самое ужасное, что в первую очередь это бьёт по общественному транспорту, когда один маршрут ходит по разным улицам. Долгие фазы на светофорах ухудшают первую и последнюю милю для пассажиров тех же автобусов и трамваев. Ещё, протягивая одно направление, вы создаёте в другом месте пробку, в которой точно так же может стоять автобус с людьми. Ну и хочется напомнить, что Москва недавно тоже болела фазами 99+ секунд красного, но после масштабной кампании жителей и нагоняя от мэра сразу нашлась возможность уменьшить фазы.
В Красноярске же прямо в центре города из-за ужасной настройки светофоров случаются несанкционированные митинги!
Город пора оздоравливать, для этого хорошо подойдут работающие выделенные полосы, платные парковки и хорошая связность для пешеходов. Но именно этим в городе не занимаются: все верят, что вот-вот всё поедет. Особенно печально, когда руководители верят красивым картинкам и основываются только на математических моделях — это классический пример (о котором я предупреждал) умных решений в руках глупых людей. Плохие новости: не поедет.
Метро городу тоже не поможет, по крайней мере, не в этом веке. Про это я отдельно писал. Даже на городском форуме, куда меня пригласили, эксперты прямо говорили, что нужно возвращать на левый берег трамвай и тянуть его через центр — это позволит реанимировать общественный транспорт города и улучшить экологию в адекватные сроки и за земные деньги. Вот только трамвай в текущем виде нужно скорее пускать против солдат НАТО, чем в город.
В городе нет маршруток, что хорошо, но до сих пор ходят ПАЗики. О каком уважении к жителям можно говорить, когда их возят на автобусе для вывоза колхозников с картофельных полей?
Маршрутная сеть города настолько деградировала, что через центр проходит 50-60 маршрутов только по одной улице. В результате в часы пик получаются целые пробки из автобусов. Какой смысл делать выделенки, когда не решены вопросы общего планирования?
На новых остановках есть карта окрестности! Вот только ноль информации о маршрутах и даже цене за проезд. И это логично: если попробовать нанести все маршруты на карту, то самой карты не будет видно.
В общем, всё крайне печально. Если власти не перестанут жить в выдуманном мирке, то с каждым годом всё больше людей будут сбегать от такого транспорта в личные машины и пополнять ряды пробок.
Новый символ
Есть простые и привычные вещи, которые встречаются буквально на каждом шагу: фонари, светофоры, люки, бордюры, столбики и так далее. Эти детали могут быть простыми и незаметными на общем фоне, но при правильном дизайне они могут формировать лицо города и стать уникальными. Например, парижские домовые указатели не перепутать ни с одними другими в мире — их можно печатать на магнитах! Это сила дизайна:
В Красноярске тоже озаботились дизайном табличек, пока они есть лишь на главном проспекте города:
Тут важно учесть красоту и функционал: безумно красивый номер дома с нечитаемыми символами будет абсолютно бесполезен. При этом бывает разная застройка по стилю и масштабу — про это тоже нужно помнить. Например, домовые указатели для центра города с человеческим размером и для советских микрорайонов должны быть разными просто из-за разницы считывания.
Обновлять таблички можно планово, это будет не сильно дороже старых типовых коробов. Заодно важно создать понятный стандарт, чтобы избежать путаницы с написанием и шрифтами. Напомню, ранее я насчитал более 10 разных вариантов табличек лишь на одной улице.
Пешеходная навигация
В центре появилась пешеходная навигация. Размещение часто очень странное, навигационные стенды ставят в отрыве от точек принятия решения по маршруту или просто к газону одной из сторон с информацией.
Про навигацию у меня было довольно много постов, всё-таки я когда-то работал на подобном проекте в Дептрансе Москвы. Указатели и схемы для пешеходов отличаются от автомобильной навигации, важно учитывать пешеходные пути и переходы.
В Красноярске молодцы, что озаботились и начали это делать, отдельное уважение за отрисовку важных доминант центра. Но есть слабые места (те же зебры — их нет). Отдельно плохо совмещение с рекламными экранами — издалека человек видит не логотип навигации, а рекламу такси или бургера.
Будущий исторический квартал
Успех иркутского деревянного квартала не даёт покоя соседям) В Красноярске в районе Центрального парка была историческая деревянная застройка:
Её решили привести в порядок. Для этого дома разобрали, отвезли на реставрацию и будут собирать на месте. Старые бараки в центре квартала снесли, там будет общественное пространство. Примыкающую же улицу сделали пешеходной:
Работы пока в разгаре, даже пешеходная зона сдана частично:
В таких проектах главное — не пешеходность улицы или красота лавок, а социокультурное программирование: как место будет жить после завершения работ. Хорошее благоустройство помогает в этом, но не играет решающей роли. Интересно, думали ли здесь об этом.
В Иркутске пешеходный квартал получился во многом искусственным, там не живут люди — это тоже важный момент. Место не станет полноценным городским районом или туристической меккой, если оно неудобно и не приспособлено для жизни местных жителей. Здесь же есть несколько жилых домов. Надеюсь, никому не придёт в голову идея выселять их.
Очень крутые люки, опять же брендирование важных городских деталей:
За углом тоже реставрируют старый дом. Радует, что локально у нас начинают осознавать важность деревянного зодчества:
Здесь же был найден старый деревянный столб — крутой артефакт:
Квартал интересен своим разнообразием, здесь в прямом смысле примеры застройки города за последние сто лет. Вот только хрущёвкам перед Универсиадой вместо обновления фасада достался серый уродский забор:
... а рядом ещё один пример деревянного зодчества. Да-да, дом чёрный!
Обидно, когда красоту портят буквально одной табличкой. Зачем было выбирать именно синий цвет? Зачем вешать её над входом и ломать геометрию входной группы?
Притом, в городе у тех же муниципальных заведений есть красивые и аккуратные таблички!
Пешеходный квартал наказания
Долгие годы в Красноярске не было пешеходных улиц, что странно даже по российским меркам. Перед Универсиадой таковая появилась при реконструкции пр. Мира: с примыкающей улицы убрали парковку силовиков и сделали пешеходное пространство. Это хорошо:
Вот только всё упирается в подземный переход! Погуляли, и вон под землю, нищеброды!
Нет ни одной причины, по которой нужно так издеваться над жителями: с каждой стороны от перекрёстка есть светофоры, можно сделать зебру и синхронизировать фазы. Но зачем делать безбарьерную среду и думать об удобстве людей?
Новая набережная
В Красноярске есть Енисей, но город плохо с ним взаимодействует. Долгие годы часть набережной в центре города вообще была парковкой. Сейчас всё немного сдвигается с мёртвой точки. На правом берегу закончили обновлять набережную:
Насколько я знаю, набережная была тут и раньше, но ситуация в целом схожа с Дивногорском: берегоукрепление, асфальт и река. Сейчас здесь добавили мебели, сделали освещение, встроили детскую площадку и заложили несколько сценариев пользования.
Навигация получилось аляповатой и не очень понятной, можно было сделать размещение и сам дизайн лучше: почти всё поле занимает легенда, а не сама схема, нет дублирования на английском, пиктограмма амфитеатра — перевёрнутый знак Wi-Fi.
Основной променад получился приятным и сдержанным — в городе явно появился определённый уровень качества, ниже которого теперь не падают. Поэтому тут хороший свет, приятная мебель и много дерева:
Здесь два уровня, но я так и не нашёл спуска к воде. То есть вроде как мы соединяем жителей с Енисеем, но при этом не даём контакта. Нельзя так дразнить людей!
Появилась безбарьерная среда, буханка и туалет рабочих — не все работы ещё закончены:
Одну лестницу частично переделали под амфитеатр. В отличие от Самары, здесь покрытие из дерева — можно сидеть в жару и холод.
Деревянная штука на заднем плане — смотровая площадка с горкой. Тёплое дерево и подсветка — няшная няшность. Особенно умиляют перила для детей, очень радует внимание к таким деталям:
Молодцы, что не стали рубить имеющиеся деревья — всё аккуратно расставлено среди ёлок:
У детей иное восприятие пространства: уровень взгляда и масштаб вещей отличается разительно от взрослых. Поэтому сделать город дружелюбным для детей — важная и сложная задача, про это я писал на примере Петербурга. Здесь же не только небольшие игровые, но ещё и фонарные столбы в два раза меньше! Даже если это получилось случайно — всё равно очень хорошо!
Большая игровая стоит чуть отдельно, видимо, не смогли вписать среди деревьев. Зато рельеф использовали для скалодрома и всяких штук для развития мелкой моторики.
Хорошая площадка для детей — хорошая площадка для любого жителя!
Хорошее благоустройство — это замечательно. Но пространство нужно наполнять жизнью, для этого нужна дирекция, которая будет рулить культурной программой. Интересно, есть ли в городе подобие «Мосгорпарка» или «Парки и скверы Татарстана»?
Куда и зачем идёт Красноярск?
Я уже не в первый раз поднимаю вопрос стратегии развития городов — без этого видения невозможно развивать город. По Красноярску хорошо видно, что некоторые вещи здесь научились делать хорошо, но всё остальное проседает и тянет город на дно. Впереди у города 400-летие, под это будут просить миллиарды и придумывать мегапроекты. Без стратегического планирования ничего не изменится, лишь станет больше головной боли.
Это понимают местные эксперты, они каждый день видят невежество внутри кабинетов мэрий и провал общественных кампаний — об этом много говорили на том же Городском форуме. Если не победить эти системные проблемы и не научиться эффективно работать с уже имеющимся, город сам себя закопает. Хочется верить, что здесь перейдут от слов к делу и всё же создадут Институт города, который будет отвечать за планирование и общее направление развития по всем отраслям.