Баранова — лучшее, что случалось с Калининградом!
На Калининград чаще всего без слёз не посмотришь: старую красоту и структуру города рушат, а делать что-то нормальное новое не умеют. В итоге получается город «ни рыба ни мясо». Поэтому столь популярна мысль, что всё лучшее тут было сделано до нас — атмосфера города сама кричит об этом.
Но мне радостно от мысли, что это в прошлом! Наконец-то можно ставить Калининград всем в пример — недавно тут открыли улицу профессора Баранова после реконструкции, получилось божественно!
Было
Типичная улица-парковка с эффектом бесплатной рекламной газеты:
Эта улица связывает центр города с прудом, но всё вместе это скорее напоминало стройплощадку:
Близость рынка притягивала людей и торговлю, но улица была враждебна для любого вне автомобиля:
Лучшее, что можно было сделать на этой улице — уйти с неё:
Стало
В России крайне редко используют клинкерный кирпич в качестве основного материала, здесь же он на всей пешеходной части. Про приствольные решётки тоже не забыли — я уже подробно рассказывал, зачем они нужны.
Я так понимаю, что материал был подобран для гармонии со зданием бывшего кёнигсбергского Дома техники, построенного в 1920-х в стиле Баухауз. Сейчас это торговый центр «Эпицентр». В итоге улица считывается продолжением этого дома:
Год назад я как раз попал на начало работ, здесь Дом техники и новые деревья видны чуть лучше:
Вдоль Дома техники улица полностью пешеходная:
Дальше же оставили одну полосу движения:
На проезжей части уложили более рельефную брусчатку для успокоения трафика и общей гармонии. Ещё тут хорошо виден дизайн-код:
Приподнятый переход, «зебра» выложена также из плитки и приподнята до уровня тротуара:
Заезды во дворы тоже подняты до уровня тротуара, но выложены кирпичом — это именно продолжение тротуара, а не кусок дороги:
На перекрёстке появились островки безопасности через каждую полосу. Смело можно сказать, что это лучшие островки безопасности в России! Про их пользу я писал подробно отдельно, но какие же они тут красивые!
Бордюры опустили просто идеально, Аркадий-перфекционист доволен!
Спуски сразу привезли готовыми, поэтому ничего не пришлось пилить на месте, вероятность брака свели к минимуму ещё на этапе планирования. Также тут хорошо видны типовые столбики:
Вся мебель и фонари стоят в зоне деревьев и не мешают проходу по улице:
Что не получилось
Хвалить за хорошее полезно и нужно, но ещё важнее понимать и принимать ошибки — без этого не получится исправить их в будущем. Начнём с главного: комфорт и красота обрываются сразу после перехода, где человек утыкается в парковку и банально нет пологого спуска. Уж опустить бордюры и сделать один безбарьерный маршрут до пруда можно было сразу:
Бизнес засрал улицу динамиками, постоянно что-то орёт в уши — визуальная красота меркнет перед аудиомусором, с улицы хочется побыстрее уйти. Обидно сделать такой крутой проект и провалиться в такой мелочи. Это же бьёт по коммерсантам — улица не притягивает людей, а прогоняет их. Уверен, решение можно найти, и довольно быстро.
На улице замечательный дизайн и правильная организация движения, но наши устаревшие нормы всё портят. Островки безопасности и сужения нацелены на то, чтобы водитель как можно раньше увидел пешехода, но обилие знаков превращает переход в новогоднюю ёлку. В итоге водитель смотрит не по сторонам, а на знаки. Следует оставить 3 знака без ужасной рамки, тогда будет хорошо:
Кроме того, размер знаков скорее подходит для трассы — их нужно уменьшать, благо теперь в ГОСТе есть адекватные размеры. В Москве больше 100 улиц с маленькими знаками, и полёт нормальный.
Просто сравните с московскими переулками, где подобрали правильный размер знаков:
Ещё меня крайне беспокоит стройка торгового центра на пустыре в конце улицы (строительный забор за островками безопасности). Место перенасыщено торговлей, пора научиться строить кварталы здорового человека: бизнес на первых этажах, а выше жильё и рабочие места — такая застройка насыщает место жителями и точками притяжения. Как строить нормальный город покажу чуть позже на примере соседнего Гданьска.
Но в любом случае, Баранова — пока что лучшее, что случалось с Калининградом!