Гданьск: панельки, трамваи и многое другое

У нас любят придумывать много интересных теорий, почему не получается делать хорошо: климат, менталитет, не те люди и так далее. Я даже немного понимаю подобные перлы от людей из глубинки, которые узнают новости из мира по России-1, но Калининград со всех сторон окружён другими странами, жители ездят за покупками и на выходные по Польше-Литве. Когда в 200 км от своего города ты видишь прекрасные новые трамваи, современную архитектуру и благоустройство, то странно терпеть колхоз в своём городе и верить в лапшу про особый путь.

Что ж, сегодня посмотрим, как живёт славный город Гданьск!

Спальник времён коммунизма

В прошлый приезд я не успел выехать в советские спальники, исправляюсь!

Безумно знакомые детали!

Но отличия есть. Не встретил ярких детских площадок у каждого подъезда и случайно раскиданных парковок.

Я бы сказал, что больше аккуратности и разумности. Первоначальную планировку особо не трогали, благоустройство крайне простое и дешёвое, но со своей задачей справляется.

На всех подъездах крупная навигация:

Общая навигация по микрорайону:

Нравится, что всё озеленение сделано из многолетников — за ними проще и дешевле следить, не надо тратить безумное количество денег на ежегодную пересадку, а правильный подбор растений обеспечивает «зелёность» круглый год.

В начале 2010-х здесь массово наносили граффити на торцы для создания разнообразной и уникальной среды. Серость и однотипность — большая проблема таких спальников, а художества краской позволяют хоть как-то на время решить её.

Иногда фестивали уличного искусства привлекают туристов и позволяют перезапустить подобные районы. Так, например, делали в Лодзи.

Работы сложно назвать выдающимися или интересными, но делать что-то радикальное на торце дома могли не разрешить жители — им на это смотреть ещё долгие годы.

С другой стороны, это в разы лучше граффити в стиле «перерисуем фотографию».

Интересно, их собираются стирать и наносить новые?

Поляки крайне религиозные, поэтому тут позволяли строить храмы даже в новых районах. Феномен и архитектуру церквей времён коммунизма недавно анализировал Куба Снопек, даже книжку выпустил!

Ещё одно небольшое отличие от наших спальников — участки перед первыми этажами. Видимо, тут юридически разрешили забирать их в пользование или собственность.

Сделано всё довольно халтурно, зато появляется разнообразие жилья и за местом следят сами жители.

Транспорт

Добраться до этого района можно по железной дороге, рядом есть станция электричек. Никаких турникетов, досмотров или отдельных билетов — с городским абонементом можно смело ехать в центр или другие части города.

Вместо касс или кондукторов — автомат:

Вокруг мегакварталов идут скоростные дороги. Тут я в очередной раз разочарую любителей советских микрорайонов за их «пешеходную» дружелюбность — это был и есть автомобильный формат застройки, когда за границами квартала начинается территория машин. Людей под землю:

Во многих городах Польши сейчас дублируют подземные переходы по земле, чтобы была доступная среда и не нужно было тратить уйму денег на содержание подвала. В Гданьске подобное пока обсуждают лишь в центре, а на окраине для прохода к трамваю приходится скакать вверх-вниз:

Нужно ли говорить, что от такого города страдают самые незащищённые слои населения, а пользоваться общественным транспортом унизительно? Я понимаю, почему такое когда-то построили, но почему за современную историю от этого не избавились — большой вопрос к местным политикам.

Сами трамваи в городе разные, есть старые:

... есть новые. В целом всё стандартно для Европы: обособление, платформы, остановки с расписанием и информацией о цене за проезд, сами билеты на время и с бесплатными пересадками, а не на количество прохода в салон.

Всё абсолютно типовое:

Вроде всё так просто и недорого, но это просто космос!

Велодорожки и велополосы на обычных улицах — ужас российского гаишника и политика! А тут всё работает...

Хотели бы такой же набор транспортника в своём городе?

Дизайн центра

В историческом центре у нас всё чуть интереснее. Вот общее пространство, всё-таки для исторических центров привычное разделение на тротуары и полосы для езды нетипично:

Приоритет пешеходов на других улицах:

Улицу напротив школы закрыли для машин — дети спокойно могут выбегать после занятий и играть на улице:

Типичный тротуар, но с правильным разделением: прифасадная часть со входами и лестницами, транзитная с гладкими плитами и без каких-либо фонарей, буферная часть с деревьями, фонарями и прочими вещами. Ходить по таким одно удовольствие! Ещё правильные тротуары легко убирать от снега трактором — на его пути нет препятствий!

Типичный набор улицы: скамейка и приствольная решётка. Такое благоустройство стоит дороже обычного камаза с асфальтом, зато работает десятилетиями без дополнительных вложений.

Вся водосточная вода с крыш идёт сразу в ливнёвку (как это и должно быть). Чтобы облегчить доступ к трубам в случае ремонта, уложили брусчатку вместо плит. Один человек легко сможет всё разобрать, отремонтировать и собрать обратно за день:

Неплохая детская площадка в исторической среде:

Она не перебивает взгляд с архитектуры. Ещё тут гравий вместо резины — он лучше амортизирует (да-да, лучше!) и более эстетичен:

Вокзал

Сам вокзал и площадь перед ним откровенно не очень. Выходишь с поезда через подземелье, а наверху ад.

Тут даже есть прототип маршрутки! Только она ездит по единым правилам, принимает общие билеты и вообще молодец.

Всё настолько нелогично, что приходится вешать схемы со всеми маршрутами:

Особенно удручают подземные переходы через улицу и от трамвая:

Сам вокзал приятно-исторический:

Его активно обволяют:

На платформы делают эскалаторы и лифты, скоро тут будет доступно! Но как без наземных переходов попасть от вокзала в город или на трамвай — вопрос:

Время закругляться, на неделе будет ещё несколько постов из Польши.