January 7, 2020

Москва раскидывает технику по России

Города часто продают друг другу технику. Обычно это происходит при обновлении парка, но бывают и иные ситуации, например, если город закрывает трамвай или троллейбус. Такое практикуют в Европе, России, Украине и многих других странах.

Для одних городов это хорошая возможность что-то заработать и не заниматься вопросом утилизации, для других — обновить трамваи или троллейбусы за привлекательную цену.

Сегодня Москва — основной в России поставщик б/у общественного транспорта: город массово закупает новую технику, а старую скидывает и продаёт. Ещё в столице активно идёт троллейбусный погром, что продлевает жизнь электрического транспорта многих региональных городов. Но самое удивительное, что некоторые новые автобусы особо и не ходят в Москве, а сразу идут в регионы.

По умолчанию Москва отдаёт технику двумя путями: за деньги и самовывоз. Например, несколько лет назад Смоленск купил 10 старых московских трамваев за 10 млн рублей. Миллион за трамвай — очень хорошая цена, тем более за московскими трамваями более-менее следили последние 20 лет. Умные города платят символическую цену и выбирают лучшее, скупые оплачивают только транспортировку, но получают остатки похуже.

Тула

Но есть подозрение, что есть и третий вариант: Собянин даёт технику за политическую лояльность. Например, этим можно объяснить любовь к Туле — этот город, кажется, рекордсмен по получению техники.

Тула

В некоторых городах встречается просто новая техника 2018-2019 годов выпуска:

Астрахань

В Астрахани не только уже сегодня ходят новые московские автобусы, их обещают ещё больше:

Условия поставки, говорит сити-менеджер, уже обговорены губернатором Игорем Бабушкиным.  То есть, получается, что в Астрахань должны приехать «собратья» тех синих автобусов, которые прибыли к нам из Москвы в начале текущего года. 50 единиц общественного транспорт марки ЛиАЗ-4292 находятся сейчас в собственности администрации города, которая сдает их в аренду ООО "АвтоМиг". Синие автобусы возят пассажиров по маршрутам №19, 25 и 31.

У меня нет вопросов относительно продажи и даже дарения старой техники — это нормальная практика. Но почему в регионы идёт новая техника, которая покупалась для Москвы, но на московские улицы вообще могла не выходить? Правительство Москвы работает на москвичей, или на политические очки Собянина в регионах?

Тула

Есть ещё один вопрос без ответа: Департамент транспорта разработал брендбук и с горем пытается внедрить единый дизайн на весь общественный транспорта. Это не самая важная задача, но это нужный шаг по созданию единого бренда и качества работы. О какой идентичности и образе можно говорить, если транспорт в московской ливреи катается по регионам? Почти весь городской транспорт той же Тулы синий, обклеен московской вермишелью и правилами пользования Мосгортранса.

Это всё равно, что продавать Колу в бутылках Черноголовки — глупо и неправильно, уникальный бренд не для этого создаётся.

Тула

В общем, вопросов много, ответов нет. Москвичи про ситуацию толком и не знают, но с имуществом города явно происходит что-то странное.

Для любителей «Россия кормит Москву» и около того: вопрос финансовой независимости важный и болезненный, но это проблема Путина централизации власти федерального уровня (Москва-город и Москва-федерации — разные уровни). Это надо решать, простое задаривание техникой за политическую лояльность не сделает жизнь в регионах сильно лучше. Заданные же в посте вопросы относятся именно к политикам города: на кого они работают и как хорошо работают.

P.S. У городов есть возможности и самим закупать технику, это вопрос приоритетов. Например, Краснодар прямо в наши дни закупает больше 30 новых трамваев.