January 20, 2020

Вредители против Петербурга

Чуть меньше года назад я хвалил Петербург за их планы велосипедизации: планировали построить несколько веломаршрутов и в целом сделать город более дружелюбным. Можно даже сказать, что это одна из немногих вещей, в которых Петербург обходил Москву.

В целом Петербург крайне удобен для езды на велосипеде: плоский и компактный. Поэтому совершенно нормально, что первые велополосы в городе появились именно по инициативе жителей — предпосылки есть, нужно лишь создать безопасные и удобные условия для популяризации велосипеда.

К сожалению, планы по развитию сменились: теперь там думают откатить всё назад и заменить велополосу на Фонтанке парковкой. Это будет большой ошибкой.

Давайте начнём чуть издалека. Сегодня в Петербурге ужасная ситуация с мобильностью людей: общественный транспорт дорогой и неудобный (Чижик не считаем), город убивает улицы и набережные ради дорог и развязок, платной парковки нет. В итоге получается царство машин, в Москве даже шутят, что хочешь посмотреть на Москву 10 лет назад — езжай в Петербург.

Это не что-то уникальное, подобное проходили многие города мира в прошлом веке во время массовой автомобилизации — все были уверены, что ещё одна полоса/развязка/парковка и всё поедет. Не ехало, становилось лишь хуже, поэтому вектор развернули на 180 градусов: стали делать такие условия, чтобы на машине было неудобно и дорого ездить, но давали альтернативу в виде хороших тротуаров, сети велодорожек, быстрого и надёжного общественного транспорта. В итоге люди пересели из машин на велосипед или трамвай, и всем стало лучше: пробок и жертв стало меньше, экология улучшилась, города стали доступнее и дружелюбнее. Сами же машины используют скорее для редких поездок между городами или в Леруа Мерлен.

Иными словами, города 21 века ориентируются на автомобили по остаточному принципу, развивая другие виды мобильности. Это справедливо и это работает, хотя не очень популярно в первое время. Даже российский опыт показывает, что это работает.

было
стало

Путь Петербурга в светлое велобудущее был сложен и не всегда работал.

Например, полицейские почему-то в упор не замечали запаркованные велополосы. Но местное велосообщество всё же сумело победить скептицизм и пофигизм Смольного, и город начал делать веломаршруты. Аналитика показала, что поток людей на велосипедах после этого вырос, принцип «сначала инфраструктура, потом пользователи» сработал.

Увы, но сейчас всё это под угрозой — в среду будут обсуждать замену велополосы парковкой.

Замена велополосы на парковку — откат из 2020 года в 1970 с точки зрения принципов транспортного планирования и урбанистики.

велополоса на Фонтанке

Более того, это против мнения людей — опросы показывают, что большинство жителей за велосипед.

Но я хорошо понимаю, что это всё не аргумент для петербургских чиновников, их зарплата от этого не зависит. Есть другой, более показательный довод сохранить велополосы и продолжить их делать дальше — это требование федерального закона.

п.2 ст. 22 Изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются.                                                                      Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Повышение безопасности после ввода велополосы — факт. И это несмотря на увеличение числа велосипедистов. Иными словами, в случае ликвидации будет прямое нарушение закона, можно будет взять лист согласования с подписями участников и идти в прокуратуру.

Сделать дополнительные парковки на набережной и решить вопрос можно без стирания велополосы: разметить парковку за велополосой, вместо одной полосы для машин. Перед перекрёстками парковка должна обрываться, сохраняя текущее количество рядов — таким образом пропускная способность перекрёстков не изменится, а именно они определяют пропускную способность всей улицы в принципе. Заодно это должно успокоить трафик и сделать улицу ещё безопаснее. Так уже делают в Москве, и всё отлично работает.

Хочется верить, что петербургские чиновники всё же не совершат ошибку, но написать обращение в мэрию города в поддержку велополосы и развития велосети лишним явно не будет: letters.gov.spb.ru

UPD 

В Смольном приняли решение оставить велополосу после обсуждения со всеми заинтересованными сторонами. В ходе обсуждения выяснилось, что 3 из 4 муниципалитетов поддерживает велополосу, хотя все выступают за повышение её безопасности. К тому же, транспортная стратегия города нацелена на снижение зависимости жителей от автомобилей, велополоса в этом очень даже помогает.

В общем, безобразия не случилось, это радует!