January 21, 2020

Смоленск: новые пространства и старые приоритеты

В этом городе я уже бывал, но это всегда было как-то проездом по пути в Беларусь или Европу. Давно хотелось приехать сюда хотя бы на один день и детально всё рассмотреть, но это не очень удобно с точки зрения логистики: ехать на машине особо не хочется, аэропорта нет, на поезде слишком долго для сидячки, а у обычных поездов неудобно расписание.

Но на прошлой неделе я всё-таки пересилил себя! В 7 утра туда, 4 часа в Ласточке, обратно в 7 вечера и вновь 4 часа в Ласточке. Ответственно могу заявить два момента:

  1. Я не пожалел, что поехал.
  2. Ехать на Ласточках больше двух часов — себя не уважать.

Ласточка и вокзал

Этим поездом сложно кого-то удивить, но в РЖД явно не понимают одну вещь: Ласточка не подходит для дальних поездок! Вагон без тамбуров, рассадка и сами сиденья сделаны для поездок город-пригород, а не для межгорода в 4 часа. Тверские сидячие вагоны в этом плане в разы приятнее для попы, ног и спины.

Благо, есть один рейс туда и обратно с бизнес-классом: больше места для ног, спинки немного регулируются, есть розетки и даже кормят. Если редко ездишь и уважаешь себя, то это самый оптимальный выбор, но для регулярных поездок это накладно. Подробнее про вагон я сделал серию твитов прямо во время поездки.

Дальше — Смоленск. При выходе сразу видна постоянная проблема РЖД: уровень пола платформы и вагона не совпадает. Я детально писал про это, не было никаких проблем решить это болячку конкретно у Ласточек на этапе локализации, но этим просто никто не занимался. Платформы тоже не идеальны, но тут всё сложнее: РЖД закладывает проезд танков и ядерных поездов, даже если мы говорим про центр Москвы или тупик где-нибудь посреди поля. В общем, если завтра не станет России и всех людей, в РЖД всё равно будут проектировать платформы и инфраструктуру на случай провоза войск.

Зато в Смоленске нет другой проблемы: шмона и заборов для прохода в поезд со стороны привокзальной площади. Просто нет: берёшь и спокойно идёшь от машины или трамвая прямо в вагон — красота! Удивительно, как обычные вещи стали восприниматься чем-то удивительным.

Про театр безопасности на вокзалах я тоже подробно писал — в нём нет никакого смысла с точки зрения реальной безопасности, зато он создаёт кучу проблем для пассажиров и съедает слишком много денег. Более того, в законах есть требование о досмотре при входе в вокзал, но нет ничего про обязательный досмотр вообще всех пассажиров. Закрытые прямые проходы в поезда в городах — перегибание палки на местах и скотское отношение к людям.

Сама же привокзальная площадь хорошо говорит о приоритетах в городе: сначала идёт парковка, затем маршрутки и лишь потом трамвай. Должно же быть как минимум наоборот. И напомню, что маршрутки — зло. Если вам кажется, что сейчас «и так нормально», то просто посмотрите на новые привокзальные площади Москвы.

Новая набережная для красивых фоток

Делать благоустройство — тренд нашего времени, даже до самых отбитых политиков это начинает доходить. В Смоленске, например, в 2014 году к 1150-летию города сделали в центре города набережную Днепра. На эту «красоту» потратили 648 миллионов рублей.

Все люди на фотографии крайне довольны новым пространством города:

Классическая ситуация: хотим что-то сделать, но зачем и как — не понимаем. У набережной две стратегические проблемы:

  • К ней сложно подойти: с одной стороны стена, а с другой — река.
  • Здесь нечего делать. Это царство плитки и неправильно расставленных скамеек, даже унылая детская площадка не спасает.

К набережной подошли явно с точки зрения инженерного проекта, а не с целью создать хорошее общественное пространство. Ошибка типовая, такое происходит, когда губернатор или мэр говорит «хочу», а команда не в состоянии позвать и послушать специалистов.

Потому что даже скамейки тут стоят не в сторону реки, а смотрят лицом к стене. Но даже если их развернуть, то смотреть можно будет лишь на железки и облупившиеся опоры — ограда слишком высокая:

В 2015 году тут открыли памятник Владимиру — божественная помощь не спасла набережную.

Более того, она просто разваливается, а ведь ей всего 6 лет.

Пишут, что власти готовы отремонтировать и что-то исправить на набережной, но здесь слишком много всего «не так». В любом случае, надеюсь, они прочитают про принципы создания хороших набережных перед работой.

Новые пространства

Есть большое подозрение, что сегодня в Смоленске просто не понимают, зачем делать хорошие улицы, парки или скверы. Реконструкция скорее подразумевает капитальный ремонт, а привлечёт ли место людей и бизнес — абсолютно плевать. Более того, мне рассказали, что сегодня город даже не платит за концепции реконструкции — их делают бесплатно местные дизайнеры. Это ужас.

Изучение места и концепция изменения — самые важные вещи в процессе обустройства города. Именно от этой работы зависит успех места или его провал. Можно сэкономить на материалах или разбить работы на два этапа, но никогда нельзя экономить на этих вещах. Это как пытаться лечиться в больнице без анализов — от чего лечить-то?

Практика «бесплатных» концепций есть во многих городах России, и в этих городах никогда не появится приятных мест. Но проблема не только в проектах, ведь стратегически это может привести к оттоку специалистов: архитекторы просто поедут в город, где понимают и ценят их труд. Например, в какой-то момент Татарстан начал пылесосить регионы в поисках талантов, в итоги многие города лишились специалистов. Татарстан же каждый год выходит в топ рейтингов по благоустройству, про некоторые их проекты я тоже писал отдельно.

Эту улицу в Смоленске сделали недавно, за концепцию никто не платил. В результате получился набор довольно банальных ошибок. Например, из-за кустов не видно витрины на первом этаже, бизнесу приходится тупо вешать огромные красные плакаты. Озеленение улицы — хорошо, но надо думать о контексте. Будь вместо кустов деревья, всё было бы хорошо.

Деревья тут тоже появились, но лунки для них сделали непозволительно маленькими, нужно минимум метр на метр, а лучше 2х2. Здесь же деревьям просто не хватит места для роста.

Кстати, здесь даже есть велодорожка! К счастью, никто этого не понимает.

Не сомневаюсь, что на картинках всё было красиво, но в жизни получилось уже не так радужно.

Другой пример — благоустройство небольшого участка площади. Тут всё банально: забыли про физику.

Грунт вымывается, приходится ставить такие заборчики. Всего этого можно было избежать, но для этого надо звать профессионалов и платить им за работу. Бесплатно и хорошо вам сделает только папа или мама, и то не факт.

Старые пространства

Центр Смоленска качественно отличается от многих городов России — здесь очень много пешеходных пространств и перемычек. В принципе, много маршрутов можно строить только по ним. Это хорошо.

Во многих местах краской нанесены велодорожки. Велодорожки это лишь де-юре, де-факто это просто краска. Так делать велоинфраструктуру нельзя — это всегда отдельное проектирование и учёт многих факторов, а не просто линия на тротуаре. Например, посмотрите на проработанность стратегии велоразвития у Альметьевска. Но что удивляет, в Смоленске люди даже более-менее соблюдают линию разделения!

Некоторые пешеходные зоны сделаны просто с помощью знаков, это уже не так хорошо. Например, эта улица пешеходная, но один промежуток открыт для движения. Так как дизайн не меняется, а трафик не очень большой, то люди не считывают это начало дороги, хотя тут можно ездить аж 80 км/ч. Решить проблему можно двумя путями: изменить дизайн (например, мощением и асфальтом), но лучше — поставить для машин знак дворовой зоны и сузить полосы до минимума.

Но есть стратегическая проблема: пешеходные зоны и пространства не формируют какого-то целостного каркаса, часто они просто упираются в шумную дорогу. В итоге пользоваться городом не очень удобно, многие места стоят пустыми — людям просто незачем туда идти.

С обычными улицами всё сложнее, даже в центре города каждую улицу пытаются «протянуть» для машинок: длинные фазы на светофорах, запрет поворотов, перепробеги, отсутствие зебр или даже подземные переходы и так далее. От такого хочется только побыстрее сбежать.

Смоленск мог бы рассчитывать на большой поток туристов, развитие бизнеса и прочие прелести для городов с историческим и красивым центром, но для этого нужно создавать условия. Нормальной практикой в таких городах считается пешеходизация центра с местом для машин по остаточному принципу. Это привлечёт людей и деньги в общественный транспорт, улучшит экологию и безопасность, даст толчок для туризма и мелкого бизнеса — плюсов много, но ради этого нужно рискнуть и сделать что-то непопулярное в начале.

Было. pastvu.com
Стало. Яндекс.Карты

Через центр должен проходить общественный транспорт (да-да, надо вернуть сквозное движение трамваев), а пешеходные зоны должны логично начинаться и заканчиваться. Для машин следует оставить только нетранзитное движение, чтобы местные жители и бизнес могли что-то подвозить. Именно так сделано в Гданьске, Львове, Лейпциге, Праге, Копенгагене и многих других городах.

«Но это же вызовет коллапс!» — скажете вы. «Не совсем», — отвечу я. Способ передвижения по городу мы выбираем исходя из многих факторов, наличие машины — ещё не приговор. Город должен создать условия, чтобы вы могли нормально жить и не пользоваться ей каждый день. Для этого надо убрать маршрутки, сделать прямые маршруты, выделенные полосы и нормальные билеты. Никакой магии.

Если трамвай сможет ехать через центр прямо, а на машине придётся делать крюк, человек скорее выберет трамвай, ведь это будет быстрее. На наше транспортное поведение можно и нужно влиять, именно для этого жители и выбирают политиков и чиновников — они должны работать на общее благо, а не мыслить категориями «ещё полоса и всё поедет».

Транспортное безобразие

К сожалению, транспортные ведомства российских городов всё чаще напоминают пенсионерский центр для бывших военных и гаишников, которые читали ГОСТы, но за всю жизнь не прочитали ни одной книжки про транспортное планирование. Есть подозрение, что Смоленск — именно такой город. Про некоторые местные перлы и имитацию бурной деятельности я даже писал отдельно, но особых подвижек в лучшую сторону я не увидел. Например, недавно здесь начали ставить новые остановки — это внебрачный ребёнок самого дешёвого мусорного бака и бесплатной рекламной газеты. К такой даже подходить не хочется, но местных чиновников всё устраивает.

Просто сравните это с остановками, которые ставят бесплатно рекламные компании во многих городах России:

Ещё лучше — почитайте про правильный дизайн остановок и не допускайте смоленских чиновников до своего города.

К счастью, некоторые глупые вещи удаётся отбить. Например, эту улицу хотели расширить за счёт уничтожения деревьев, но городские активисты убедили хотя бы просто всё оставить как есть и разметкой обособить трамвай.

Обособление разметкой — лучше чем ничего, но нужно делать лучше: ставить знаки кирпича над полосой и камеры фиксации. Иначе в какой-то момент она превратится в тыквы. Или сразу обособлять бордюром всё, но знаки над выделенкой точно нужны.

обособление в Москве

Эта улица могла выглядеть не хуже нидерландской: много зелени, спокойное движение машин, приоритет трамвая, безопасные переходы и так далее. Я прямо специально померил — у них одинаковая ширина с новой улицей Амстердама, но на этом сходство кончается:

Новая улица в Амстердаме

Да, полосы для машин можно и нужно отдавать под озеленение, тротуары и даже велодорожки — это всё мотивирует лишний раз не ехать на машине, а больше ходить пешком и ездить на общественном транспорте. Нужно не пытаться подстроить город для удобной езды на автомобиле, а делать безопасный и комфортный город для всех жителей. Здесь же невозможно разговаривать из-за шума, нет остановки трамвая, а по улице спокойно можно ехать 120 км/ч. Результат не заставляет себя ждать: только в воскресенье тут столкнулось аж 6 машин, а отремонтирована она была в рамках нацпроекта «Безопасные и качественный автомобильные дороги».

Самое глупое, что сделать платформы для трамвая вообще ничего не мешало — до светофора с зеброй здесь 3 полосы в каждую сторону, а после — только 2 из-за парковки. Можно было сделать улицу безопаснее и удобнее для пассажиров трамвая вообще без ухудшения ситуации для машин.

С трамваем, к слову, в городе относительно неплохо, здесь даже думают вернуть старую линию в центре для спрямления маршрутов. Но можно в разы лучше. Например, убрать маршрутки с улиц, где ходит трамвай — зачем дублировать транспорт с огромной провозной способностью кучей микроавтобусов?

Но что нужно делать однозначно — это строить платформы. Сейчас люди выходят под колёса машин.

П — приоритеты:

Вот так выглядит доступный и безопасный трамвай. Постройка платформы — не очень дорогое дело, даже Смоленск может купить партию бордюров и закатать их асфальтом. Можно даже просто кинуть бетонную плиту и установить знаки — уже будет огромный шаг вперёд.

Новая платформа в Москве, сделана вместо полосы для машин

И уж точно нет никакого оправдания, почему хотя бы в разметке не сделать зону посадки-высадки, всё равно разметку каждый год наносят.

Временная платформа из разметки до постройки капитальной, Москва

Засирание архитектуры

Смоленск красивый, предки явно старались и понимали ценность архитектуры. Потомки же засрали всё блоками кондиционеров, хаотичным остеклением и тарелками.

Просто сравните это с другим домом, где жители как-то сумели почти не засрать свой дом:

Ладно, властям может быть тяжело с этим разобраться — механизмов крайне мало, хотя это скорее вопрос мотивации. Можно начать с малого: очистить сами городские учреждения от лишнего визуального мусора и открыть все двери для входа людей.

Отдельная местная боль — бегущая строка. За них явно стоит начислить дополнительный круг ада:

Это даже хуже поликарбоната или пластиковых дверей в старом здании.

В целом есть ощущение, что за обликом города не следят. Это считывается по вывескам, баннерам и разнотипным ларькам. Бывает и хуже, но сравнивать нужно с лучшими, а не с худшими.

Крепость

В Смоленске нет кремля, зато вокруг центра города идёт большая крепость, что не очень типично для российских городов. Состояние скорее плачевное, зато она не испорчена евроремонтом.

Это памятник федерального значения, но федерация не очень торопится приводить всё в порядок — деньги дают, но их хватает для точечных работ. Какого-то проекта по приспособлению крепости для туристических или иных целей нет, только поддержание текущего состояния.

В 2020-2022 году выделят 1,3 млрд рублей на реставрацию, это хорошо. Но это не ответ на вопрос «а зачем эта крепость нужна сегодня?» Говорят, в каких-то башнях сегодня просто хранят картошку. Это как использовать ретро автомобиль для развоза стройматериалов — это реально, но глупо. Нужно не только поддерживать памятники, но ещё и делать их актуальными для современных нужд: размещение ресторанов, отелей и многого другого. Важно с умом использовать имеющееся.

Крепость должна быть не обузой, а магнитом для туристов и их денег. Для этого нужно поработать не только внутри башен и стен, но ещё и с окружением — сейчас власти всеми силами отгоняют людей от этого места, а должно быть наоборот.

Проходы через стену и в башни регулярно заделывают, но очень быстро люди всё выламывают и изучают крепость. Где ещё можно забраться на средневековые стены и погулять по укреплениям?

Как мне рассказали, эта башня очень «удачно» сгорела во время восстановления, как раз перед сдачей и отчётом о потраченных деньгах.

Должен сказать, что в текущем виде башня выглядит крайне аутентично и по-своему привлекает людей. Казалось бы, случилась беда, но именно она сделала место интереснее и живее.

С крепостью нужно делать что-то осознанное. По-хорошему, здесь стоит объявить международный конкурс на концепцию реставрации с приспособлением для новых нужд и просчётом экономики возможных сценариев развития места. Это сложно и дорого, особенно с учётом разных владельцев, но без этого никак.