February 5, 2020

Ограничение скорости не спасёт Невский проспект

Приехать в Петербург и выжить на Невском — не шутка, а печальная правда жизни многомиллионного города. В прошлом году почти каждый месяц приходили новости об авариях с пострадавшими. И это не случайность, ведь Невский проспект сегодня — гоночная трасса!

Сначала ГИБДД предлагала пойти по стандартному пути: поставить заборы. К счастью, охранный статус помешал реализоваться этой глупости, ведь причина аварий — высокая скорость, а заборы лишь усилили эффект гоночного трека.

Сейчас пришла свежая новость — в городе обсуждают идею введения скоростного ограничения в 40 км/ч на Невском. Это шаг в верную сторону, но он поможет лишь с изменением дизайна самой улицы.

Про проблему безопасности на улицах и дорогах я писал совсем недавно — сейчас ни у одной из структур нет мотивации реально повышать безопасность. Скорее, есть желание спихнуть ответственность на соседа. Кроме того, ГИБДД и транспортные чиновники часто живут в своём мире, где все их идеи обречены на выполнение. Реальность же работает чуть иначе.

Если у вас есть широкая, прямая и ровная улица, то она подсознательно будет мотивировать ехать быстрее. Это наша психология — высокая скорость в таких условиях будет казаться нормальным и безопасным выходом. Исправить это можно двумя путями: административным и физическим.

Административный путь предусматривает жёстко штрафовать за нарушения. Но есть проблема: штраф за превышение на 20 км/ч у нас вообще отсутствует,  а превышение на 40 км/ч обойдётся в 250 рублей (с учётом скидки) — это чашка кофе. Иными словами, это не мотивация ехать по правилам, а скорее прейскурант за развлечение. Кроме того, неотвратимость наказания у нас отсутствует.

Второй путь иной и не потребует собирать штрафы с людей — сделать езду быстрее разрешённой физически невозможной. В таком случае мы меняем сам дизайн, применяя методы успокоения трафика.

Это не значит, что все будут ехать медленно, это значит, что не будет рывков, движение будет плавным и не выше разрешённой скорости.Часто после подобных мер не только повышается безопасность, но ещё и растёт пропускная способность улицы.

Тут у нас есть не очень большой арсенал: островки безопасности, сужение ширины полос, разделители и по мелочам.

Пример безопасного перехода через широкую улицу, Стокгольм

Частично такое здесь уже было: на время ремонта и сужения выставляли столбики, которые искривляли траекторию движения. Подобные временные меры хорошо показывают, что успокоение работает и коллапса не случается — аналогичное можно сделать на постоянной основе (но уже не из столбиков, само собой).

Фонтанка

Лучшим решением будет подойти к Невскому комплексно: сузить проезжую часть на несколько полос, вернуть левые повороты, расширить тротуары, высадить деревья, сделать велодорожку и пустить трамвай вместо кучи автобусов.

Это радикально, но делать главный проспект города транзитной дорогой в туристическом городе просто глупо. Сейчас здесь огромный поток людей, которому банально не хватает места на узких тротуарах. В целом есть мнение, что сегодня Невский неудобен абсолютно для всех групп жителей.

Здесь возможны проблемы со всё тем же охранным статусом Невского, но наверняка можно найти решения без значительного изменения облика. Всё-таки, раньше тут ходил трамвай и не было машин — наверняка разворот улицы в сторону приоритета пешеходов будет правильным с точки зрения истории места и облика улицы.

Как сделать Невский более человеческим и не потерять провозную способность улицы, я писал ранее: urbanblog.ru/651912.html