Парк Рускеала — одно из красивейших мест России
Финальная часть про блог-тур в Карелию. До этого мы посмотрели на новые вагоны из Москвы, погуляли по Сортавале и заглянули в паровоз Рускеальского экспресса — время пойти в сам парк!
Горный парк «Рускеала» — ландшафтный парк на месте заброшенного и забытого в 1990-е мраморного месторождения. История разработки этого места насчитывает несколько столетий, именно рускеальский мрамор использовался для постройки и отделки многих зданий и станций метро Петербурга.
Долгое время место было диким — люди приезжали сюда, но никакой инфраструктуры и доступности не было. Новая история места началась в 2001 году, когда был найден инвестор, началась очистка и облагораживание места. Первых гостей смогли принять в 2005 году.
Если 15 лет назад в парк приезжало 4 000 гостей, то за 2019 год здесь побывало 350 000 туристов. Потихоньку парк становится всесезонным.
Начнём от жд станции — в будущем это будет новая входная группа парка. Сейчас здесь лишь пути и платформа, но план работ выстроен до 2025 года.
Скоро здесь появится парковка, гостиница, кафе и многое другое:
Здесь добывали не только мрамор для отделки, но ещё делали крошку и известь. На фото остатки финского завода 19 века, от которого дошли лишь остатки труб и печей. Сейчас идут работы для консервации и сохранения завода. В будущем завод превратится в техногенный парк и музей.
Сейчас здесь не очень много людей, основной сезон летом. Но мне очень даже тут понравилось со снегом и солнцем. Успел застать зиму здорового человека!
Основной объект парка — мраморный карьер. Чтобы вы правильно всё поняли: это сделал человек, здесь была гора.
Сейчас карьер затоплен естественным путём, говорят, что в нём даже рыба появилась. Реальные размеры сложно представить, зато место очень полюбили дайверы.
Говорят, здесь красивая художественная подсветка, но летом её толком не видно из-за белых ночей. Зато здесь проводят разные события. Например, в сентябре тут делают «Рояль в каньоне» — на воду спускают плот с музыкантами:
Выработка шла не только открытым способом, здесь также есть несколько подземных уровней. Многие из них оказались затоплены после завершения разработок, но оставшиеся открыли для посещения. Об этом чуть позже.
Остатки железной дороги для вагонеток:
Как же я скучал по белому снегу этой зимой!
Этот карьер разрабатывали в советское время:
Тут хорошо видны следы бурения:
Крайне рекомендую брать экскурсию, на них рассказывают много интересного: почему мрамор с этого месторождения оказался не очень удачным для Петербурга, про особенности добычи, сохранившиеся детали и зачем они были нужны. Смесь истории, химии и горного дела — это очень интересно.
В парке есть сторонний тематический бизнес. Например, этот карьер приспособили для рассказа про финский эпос «Калевала»: 190 лет назад финский фольклорист Элиас Леннрот записал в окрестностях этого места первые народные песни, ставшие основой народного эпоса «Калевала».
А можно просто бродить по парку — это тоже кайфово:
Под землю работники спускались через шахты и штольни. Некоторые частично дошли до наших дней:
При прохождении горняки оставляли специальные колонны, которые держали массив земли с породой над шахтами. Но не всегда всё получалось удачно — здесь была угроза обрушения, поэтому было решено специально обрушить свод. В результате появилась воронка и дополнительная вентиляция первого уровня. Всего, со слов экскурсовода, было 6 подземных этажей.
Проходы в шахты были замурованы, спуститься вниз можно было лишь по верёвкам или же с аквалангом. Для восстановления прохода в 2010 году запустили исследование подземной части, затем начали расчистку и стройку, лишь в 2017 году появился проход:
Штольни обновили и сделали сухой проход с водоотводом. Раньше же вместо пола были рельсы вагонеток:
Через один туннель вагонетки приезжали, через другой — уезжали:
Туннели ведут к той самой воронке с подземным озером:
Здесь как раз хорошо видны оригинальные своды:
Рассказывают, что иногда сюда выплывают дайверы из главного мраморного карьера — всё соединяется под водой. Сама же вода прозрачная, видимость под водой хорошая. Но пускают лишь дайверов с лицензией.
Светомузыку на видео будет видно лучше, поэтому рекомендую подписаться на мой ютуб-канал, чтобы не пропустить ролик о парке ;)
Ещё тут делают ледяные фигуры зимой, но в этом году с зимой не очень повезло.
Уверен, вы оценили крутость места и уже смотрите билеты на Рускеальский экспресс :) Но в конце я хотел бы немного про инфраструктуру парка и индустрию туризма в целом.
В России много красивых мест, но чаще всего эта красота доступна очень небольшому числу отвязных путешественников — нет нужной инфраструктуры и доступности. Это огромная проблема и потери для экономики страны и городов: природа и памятники разрушаются без ухода, теряется идентичность и история места, не создаются рабочие места вне крупных городов, обычные же люди проводят время на диване перед телевизором.
Отсутствие нормального сервиса в целом отбивает желание путешествовать по России. Тот же Макдональдс сделал многое для развития туризма в стране: всегда нормальная еда (не отравишься), адекватный кофе, сухое и комфортное место с туалетом. Если вам кажется это незначительным, то посмотрите на Кремль в Рязани. Здесь же можно спокойно вкусно поесть, а внутри чистые и тёплые туалеты.
Бизнес заинтересован в создании хороших условий для людей, чтобы привлекать клиентов. Эта мотивация — качественное отличие от полудохлых бюджетных музеев. Другое дело, что многие вложения окупаются в долгосрочной перспективе, если нет надёжности и веры в «завтра», то больше ларька и палатки с шашлыком ждать не стоит. Вторая большая проблема: специалисты и работа с контекстом — придумать, оформить, запустить и раскрутить подобные места крайне сложно, пока мы видим лишь пионеров подобного бизнеса.
Рускеальский парк — крутой пример частного проекта с долгосрочным планированием, где в плюсе все: место раскрывается, люди приезжают, растёт активность, появляются рабочие места и так далее. Главное, что это окупает вложения.
По рассказам, после раскрутки этого парка в округе начался процесс оздоровления: стали появляться базы отдыха, рыболовные хозяйства, даже финский бункер превратили в музей.
Но это не только пример хорошего бизнеса в вакууме, многое было сделано со стороны государства — без инфраструктурных вложений ничего бы не получилось. Недавно тут завершилась реконструкция трассы «Сортавала» между Ленинградской областью и республикой Карелия — время в пути из Санкт- Петербурга в Рускеала сократилось до 4 часов.
В декабре 2018 года из Петербурга до Сортавала пустили «Ласточку», а 1 июня 2019 года был первый рейс ретропоезда «Рускеальский экспресс». В кратчайшие сроки (что редкость для РЖД) была восстановлена заброшенная железнодорожная ветка в 2,5 км и создан перрон. Про планы на вокзал и разворотный круг я писал в прошлом посте.
Говорят, что в планах ввести электронные визы для иностранцев — это тоже дало бы толчок экономике места.
В общем, это тот случай, когда вложения в инфраструктуру и сервис отбиваются, и все в выигрыше. Подобные бизнес-проекты пока редкость для России, что печально, но одновременно вселяет надежду на светлое будущее. Нужно будет вернуться сюда ещё как минимум раз: посмотреть парк осенью и послушать музыку в карьере.
Спасибо РЖД и Рускеальскому парку за приглашение. Напоминаю, этот материал появился благодаря пресс-туру: мне не платили, но и я ничего не платил. Материалы выходят без редактуры и согласований.