Улан-Удэ: как мы до такого докатились и как это исправить
Про Улан-Удэ я знал две вещи: тут царь-голова Ленина-бурята и ездят новые трамваи. Хотя есть ещё один факт: здесь схитрили и назвали свой аэропорт «Байкал» для привлечения туристов, хотя от Иркутска до Байкала раза в два ближе.
В целом, все три факта скорее хорошие и интересные, как минимум — нетипичные для России. Но случайным образом выяснилось, что в город в те же дни летит Илья Варламов, даже тем же рейсом. Он активно приговаривал «там жопа, он постоянно внизу рейтинга благополучия».
В процессе знакомства с городом я всё чаще ловил себя на мысли «да, кругом полная жопа». Илья же неожиданно переобулся, началось «не так плохо, как я ожидал». Вот она, сила образов и ожиданий!
Привычные проблемы
Есть определённый набор проблем, свойственных многим городам. Например, здесь вроде бы стараются делать доступную среду и даже неплохо опускают бордюры:
Но ходить по городу невозможно, вместо тротуаров тут полоса препятствий:
Я понимаю, некоторым одарённым личностям проще просто запретить людей — нет человека, нет проблемы. Только люди никуда не деваются. Это не плохие люди нарушают, а глупые люди создают условия:
Полностью безбарьерная среда в городе есть лишь для машин. Машины же занимают почти всё пространство для жизни:
Иногда здесь вообще забывают про тротуар — прямо как во Владивостоке! И это не нехватка денег, ведь дом новый. Кто-то спроектировал, кто-то согласовал и кто-то всё это построил совсем недавно. Ни один человек почему-то даже не подумал: «Стоп, а как люди будут здесь ходить?!»
А как вам такой путь до трамвая?
Новые вагоны Львята — хорошие модели. Ещё на них нанесли стикеры «Город для людей». Так зачем горожан загонять в человекопровод и заставлять скакать по лестницам, если УУ — город для людей?
Интересно, лифты работали хотя бы один день, или их сразу закрыли после приезда мэра? Но тут всё совершенно классически: построить деньги нашли, а на поддержание уже не хватает.
Умные города давно поняли бессмысленность подобных издевательств: это дорого и не работает. Поэтому города закрывают подземные переходы или дублируют их по земле.
Здесь легко можно сделать зебру со светофором для пешеходов и прекратить издевательство. Пробок больше не будет, ведь всё равно поток с моста рано или поздно утыкается в светофор — нужно лишь синхронизировать их программы и управлять потоком.
Ладно, а что у нас с благоустройством? Город пытается делать пешеходные маршруты для туристов и даже закрывает улицы для машин! Все эти люди явно довольны:
Благоустройство — это не плитка, скамейки и урны. Общественные пространства работают по определённым принципам: нужна проницаемость, транзитные потоки, доступность и точки притяжения — лишь тогда люди будут пользоваться местом. Сами по себе ваши кадки и прочие МАФы не будут привлекать людей.
У нас же очень любят делать благоустройство «чтоб красиво было». При том «красиво» — в представлении начальника, чьё представление о прекрасном кончается ажурностью.
В итоге что-то сделано, в кубометрах плитки и количестве урн отчёты хорошие, а остальное вроде как не важно.
То есть главный показатель —не число пользователей, рост бизнес активности или просто снижение трат на поддержание города. Главное — проект подороже, тогда он обречён на успех.
Дошло до того, что здесь даже нормальных скамеек нет. 99% всех лавок сделаны скорее для наказания жителей и гостей города. Вот это прямо вершина местных подходов к созданию мест для людей. При этом я абсолютно уверен, что мэрия может собрать экспедицию в соседний Красноярск для перенятия опыта закупки и установки классных скамеек!
И одна из последних классических проблем города — пыль. Местные говорят, что это из-за степи. Я им не верю: культура открытого грунта здесь буквально на каждом шагу.
Город поддерживает целые картофельные грядки прямо в центре города. Здесь это считается красивым:
Жители тоже помогают процессу:
Вишенка на торте — подсыпка дешёвым песком. В итоге пыль с песком просто съедают город:
Если поднимается ветер, то всё это оказывается в глазах, волосах, лёгких и карманах. Разве что в трусах нет песка, а то прямо пляж был бы. Ходить по городу просто невозможно.
Так вот, открою секрет: это не нормально. Эту проблему давным давно победили в большинстве городов (или хотя бы пытаются). Здесь же за два дня ни один человек не признал проблему — все находят оправдание этому ужасу.
Историческая застройка? Её остатки ещё можно найти, но в основном всё идёт под снос:
Хорошая современная архитектура? Давайте не будем о мёртвом.
Нетипичные проблемы
Теперь о более интересных проблемах. Например, так вышло, что из центра города в другие районы идёт по одной улице или мосту. Здесь ужасная связность. В итоге одни участки города перегружены, другие недозагружены. Городская ткань рыхлая, Улан-Удэ больше похож на набор отдельных деревень, чем на город. Поразительно ужасное землепользование и планирование!
Сделал карту с плотной застройкой, чтобы было чуть нагляднее. Город разрывают промзоны, железная дорога и реки:
С общественным транспортом всё не так радужно. С одной стороны мы имеем более-менее нормальный трамвай: высокий уровень обособления, неплохой охват, платформы, местами ровные рельсы и вагоны.
С другой — засилье маршруток. Я так понимаю, в городе сильное трамвайное управление, но слабый дептранс — иначе подобное объяснить не могу. Ранее аналогичную ситуацию встречал лишь в Ульяновске.
И последняя уникальная проблема — бродячие собаки. Такого количества псов и стай я не встречал очень давно. При желании проблему можно решить за один-два года — вместо установки заборов пустить деньги на стерилизацию животных: это гуманно, это снижает агрессию и через несколько лет без пополнения проблема сама решиться.
Так как мы дошли до такого?
Бедность, коррупция и пофигизм — классические ответы. К сожалению, всё не так просто. Даже на примере Улан-Удэ хорошо видно, что как только у города появляются деньги, их пускают на какое-то вредительство и ажурненькие фонари. Проблемы явно глубже.
Это можно назвать «исторически сложилось» — сразу несколько социальных катастроф за ХХ век сделали свой вклад, нам приходится вновь учиться быть собственниками и нести ответственность за свои вложения.
С другой стороны, система управления строится не на системных и долгосрочных вложениях, а на точечных хотелках. Получили деньги — сделали переход, а денег на его работу нет. Предложение пустить эти деньги и силы на борьбу с пылью и затем каждый год экономить на уборке улиц и лечении жителей скорее вызовет смех в кулуарах мэрии — борьбу с пылью не откроешь с журналистами и красной лентой!
Деньги на гранитную плитку найти могут, а на непрерывные ровыные тротуары хотя бы из асфальта в пределах хотя бы одного квартала уже сложнее. Точно ли проблема в деньгах? Или в кризисном управлении и желании выполнять хотелки начальства, а не жителей?
Муниципальная власть давно срослась с исполнительной властью региона и страны — жители почти не имеют контроля над своим городом, а запрет на любую низовую активность выплёскивается в екатеринбургские события. В итоге на местах боятся гнева ревизора, а не жителей.
Но даже в условиях жёсткой вертикали можно делать хорошие проекты — подобные примеры я стараюсь регулярно показывать. Тут можно вспомнить благоустройство парков в Татарстане, реконструкцию улиц в Москве и множество других проектов поменьше. Почти все эти вещи случились как раз за счёт правильной настройки работы. Умные политики давно поняли, что исполнительная власть хорошо умеет исполнять, но плохо работает с жителями и не умеет креативить — поэтому всё чаще создают отдельные проектные офисы вне вертикали власти, которые в спокойном режиме изучают город и готовят проекты. Да, это сложнее, чем ставить ряды заборов или белить деревья, но без этого не подняться в рейтингах благоустройства!
Другое хорошее решение — типовые стандарты благоустройства улиц. Разовые проекты можно делать в ручном режиме, для этого центры компетенции как раз хорошо подходят. Но есть большая текущая работа, где не надо каждый раз выдумывать что-то своё — для этого и нужны стандарты. Уж с ними точно не получится забыть про тротуар, например. Подобные вещи тоже активно появляются на просторах страны, например, такие есть в Белгороде. Иногда достаточно просто поднять стандарты застройки и благоустройства середины прошлого века — они были в разы лучше текущих.
Бедность же и амбиции толкают многих руководителей на частно-городское партнёрство, когда бизнес вкладывает свои деньги, а город даёт определённые гарантии. В зачаточном виде подобное есть почти в каждом городе. В Улан-Удэ, например, под видом остановок, скамеек и навигации пихают наружную рекламу ужасного качества.
В соседнем Иркутске бизнес реконструирует историческую застройку под размещение бизнеса, город даёт зелёный свет подобному и даже планируют строить велодорожки, расширять тротуары и давать приоритет трамваю на улицах вдоль таких домов — это развитие города здорового человека. Есть ещё Томск с реставрацией старых домов на частные деньги в обмен на долгосрочную аренду, именные деревья при озеленении и множество других примеров. В Улан-Удэ подобные программы очень бы пригодились — пока ещё есть, что спасать.
Или благоустройство дворов — город не должен этим заниматься, это должна быть территория жителей и их зона ответственности. Городские структуры вообще не заинтересованы сделать что-то хорошо в вашем дворе, а у жителей такая мотивация есть. Поэтому в ряде городов жители подают заявки и проекты в мэрию для получения грантов — городской бюджет помогает, покрывая часть затрат, но инициатива и основная часть должны идти от жителей домов.
Сделать нормальный двор можно без многомиллионного бюджета и помощи Москвы, было бы желание. Просто посмотрите на те же европейские районы хрущёвок или панелек — там всё просто, но функционально и сдержанно! Просто там умеют считать долгосрочную выгоду и заинтересованы в качестве.
Ключевая причина ужаса вокруг — сами горожане. Только с их молчаливого согласия в городах творится варварство и невежество. Многие просто смирились и не верят, что можно жить лучше — это самая большая проблема, которую не решить за полгода-год даже с огромным мешком денег.
Очень приятно думать, что рано или поздно придёт хороший мэр или губернатор, и тогда всё наладится. Но пора повзрослеть: не придёт, нужно поднять попу, самим стать хорошими жителями и менять город к лучшему. Поэтому крайне важно говорить о проблемах и смотреть «как у других» — лишь это смывает пелену с глаз и мотивирует развиваться. И это относится далеко не только к Улан-Удэ.
P.S. В Улан-Удэ есть несколько хороших вещей, про это будет отдельный пост.