March 29, 2020

Хороший Улан-Удэ: трамвай, национальные мотивы, Ленин и остатки былой красоты

Прошлый пост про Улан-Удэ вызвал такой сход говнохранителей, которого я уже давно не видел. Люди почему-то считают, что признавать ошибки нельзя, лучше их не замечать, а всех несогласных просто оскорблять. С таким настроем далеко не уедешь и никогда не станешь лучше.

Но сегодня мы посмотрим на позитивные моменты. Их мало, но они есть, а если приложить немного усилий, то они вполне смогут запустить процесс переосмысления и перерождения улиц и районов.

Трамвай

Про трамвай я уже немного писал, но скорее в контексте «хорошие вагоны и засилье маршруток – как вы это вообще смогли?!». Трамвай – не панацея, а инструмент мобильности, поэтому никогда не стоит рассматривать его отдельно от пешеходов, безопасных улиц, застройки, цены билетов и так далее. Хороший транспортный сервис трамваем не гарантирует хороший общественный транспорт во всём городе.

Тем не менее стоит признать, что дела в городе обстоят в разы лучше, чем у многих других. Здесь трамвай не нужно экстренно спасать, его не запускали до состояния ведра с гайками. Полный нонсенс, что обновляют не только вагоны, но и рельсы. Не всё и сразу, до идеала очень далеко, но это лучше средней температуры по больнице.

На капитальный ремонт 6,5 км трамвайных путей в Улан-Удэ выделено 280 миллионов 390 тысяч рублей. На приобретение трамвайных вагонов – 493 миллиона 162 тысячи рублей. Работы по ремонту трамвайных путей начнутся в этом году и завершатся в 2020. Вагоны будут закуплены в ближайшие месяцы. Новость 2019 года.

Но опять же, просто закупка и ремонт — не самоцель. Если город вкладывает деньги в магистральный вид транспорта, то он должен их отбивать: через девелоперские проекты вдоль трамвая, улучшение экологии и привлечение новых пассажиров. Не уверен, что в городе это все понимают, иначе бы маршрутки не дублировали трамвай на ключевых участках.

Вы можете спросить, как же без дублирования? Ведь в конце маршрутки расходятся на улицы без трамвая! Да всё просто, и про это я рассказывал буквально на этой неделе — система бесплатных пересадок и удобных хабов. Схематично это выглядит так: первая схема — как сейчас с дублированием маршрутками, вторая — трамвай берёт основной напор людей, а другие линии подвозят к нему. Ничего сложного, важно просто выстроить правильную маршрутную сеть.

Национальный дизайн

В городе сложилась традиция использования национальных мотивов в благоустройстве и архитектуре. Начинается это с аэропорта:

Доходит же до хрущёвок и панелек, которые дополнены специальными орнаментами на балконах — типовое сразу становится уникальным.

Если вы один раз увидели местные панельки, то затем по любой фотографии сможете «опознать» город — это хорошее свойство.

Даже заборы. Их очень хочется снести и переплавить в велопарковки, но за попытку сделать их уникальными и с историей — одобрение:

Есть даже стрит-арт с местными мотивами. Если его ещё сделали без бюджета и согласований сверху, а просто жителями по собственному желанию, то вообще красота!

Особенно отличился местный театр. Его начали строить до войны, но закончили позже.

Это кажется привычной сталинской архитектурой, но сама концепция повторяет традиционные юрты и здесь много местных мотивов — довольно редкое явление.

Орнаменты на стенах, полу и даже витражах. Хороший пример использования традиционных образов и учитывания контекста — в наши дни подобного переосмысления крайне не хватает.

Если будете в городе, обязательно берите экскурсию в местный Театр Оперы и Балета — оно того стоит, многие простые детали несут в себе огромный смысл и свои фишки!

Ленины

Как правило, памятники этому товарищу крайне типовые и расставлены без какой-либо привязки к истории места, поэтому их можно и нужно убирать с главных площадей и переносить в парки. Здесь же смогли сделать уникального Ленина, который стал символом города — это очень качественная работа.

Кроме огромной головы Ленина-бурята есть и другой Ленин на окраине. Он не столь интересен, но за счёт рельефа и благоустройства получилась интересная композиция в духе того времени:

Архитектурное наследие

Город богат деревянным зодчеством, притом разного стиля. В то время как в большинстве городов перешли на камень, здесь продолжали использовать самый доступный и понятный материал — дерево. Поэтому в центре много уникальной архитектуры не только на уровне города, но и в масштабах всей страны.

Судя по рассказам местных, здесь такую ценность не очень поняли: единицы сохраняют и приводят в порядок, но большая часть идёт под снос. В итоге уже сейчас почти везде потеряна рядовая деревянная застройка. Ведь важно сохранить не просто отдельные дома, а именно среду вокруг — один красивый дом не сделает погоды, всегда нужен качественный фон.

Лучше всего влияние фона заметно со старым красивым домом и дешёвым забором из металлолома. В Улан-Удэ, к слову, на одной улице поменяли все заборы и калитки на деревянные в едином стиле — получилось очень круто. А вот зелёная побелка деревьев — колхоз:

Но даже с отремонтированными старыми домами не всё гладко: их подкрасили и поставили, но не подумали о функции. Про эту проблему подробнее я напишу чуть позже на примере Иркутска — там жители, бизнес и власть сформировали такую атмосферу, когда старые деревянные дома поддерживают в нормальном виде и наполняют жизнью без особого участия чиновников.

Но самое главное, что здесь ещё есть, что спасать! Как только вы снесли или сожгли старый дом, вы навсегда потеряли часть себя: историю места и потенциал для развития бизнеса.

Ещё в городе сохранились старые слободы (жильё при заводе). Эти деревянные дома были построены вместе с мясокомбинатом. Часто в них нет канализации и воды, но это проблема «начинки», а не самого формата такой застройки.

Подобные дома продолжают строить во всём мире: небольшое количество квартир, тесные взаимосвязи, собственные участки у первых этажей — это всё ценится и покупается по сей день. У нас же это считают пережитком прошлого с единственным будущим: под снос и замену огромной панелькой с двором-парковкой.

Ещё в 1930-1940 на территории России архитекторы и планировщики знали про множество типов жилья и создавали разнообразные районы даже из типового.

Вопрос же плотности и «квадратов» решается не высотой дома, а разумным использованием земли. А ведь новые районы того же Улан-Удэ вполне могли быть такими:

Новый район Мюнхена: gre4ark.livejournal.com/358133.html

Вместо вывода

Советско-российская школа управления создала опасное и обманчивое чувство, что для улучшения города и жизни всегда нужно сделать что-то новое. Новое, крайне желательно, должно быть самым большим в ____ (подставить нужный регион).

Нужно не мечтать всё снести и построить город-сад на мешок денег сверху от ____ (подставить нужного начальника), а смотреть назад, понимать и осознавать прошлое, поддерживать низовые инициативы самих жителей и бизнеса. Эффект будет не столь заметен в краткосрочный период, но со временем он станет массовым и будет воплощаться даже при нулевом бюджете.

Даже если посмотреть на старые бараки и откинуть вопрос их вида и подвода коммуникаций, то увидите именно низовую активность и её плоды: люди взяли участки у домов и следят за ними!

Да, это не очень опрятно, можно сделать интереснее, но даже при откровенной небогатости люди следят за местом и поддерживают его — двор и улица остаются частью зоны комфорта и ответственности. Это урбанистика в чистом виде! Если же вспомнить про устойчивое развитие и местные огороды, соберём все западные тренды нашего времени)