April 21, 2020

Поехал на машине? Надень шлем!

Смотри, Джонни, его голова цела! Вот видишь, зачем нужно надевать велошлем!

С нами вновь рубрика очумелых инициатив. В этот раз отличился глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов — он предложил обязать велосипедистов и самокатчиков ездить в шлеме и светоотражателях в тёмное время суток.

Такие предложения частенько встречаются в автомобильных пабликах. Несмотря на необходимость проходить проверку зрения и правило выбирать скоростной режим исходя из дорожных условий, они вечно не замечают пешеходов и велосипедистов на высоких скоростях в городе.

Это типичный виктимблейминг — обвинение жертв в неправильной одежде и прочих вещах. Ещё это борьба с последствиями, а не с причинами. Ситуация не изменится пока на наших улицах можно гонять 80 км/ч без наказаний и нет сети велодорожек.

Часто любят использовать вот такую схемы с заметностью для пешеходов. В случае загородных трасс претензий нет, но в городе нужно снижать скорость и за счёт этого спасать людей в классической тёмной одежде. Даже если наряжать каждого пешехода и велосипедиста в костюм новогодней ёлки с гирляндой, на таких скоростях ошибки водителей будут приводить к смертям. Кроме того, производители велосипедов и самокатов и так закладывают катафоты в версии по умолчанию — зачем ещё и на человека их вешать?

Если же обсуждать тему шлемов, то в развитых странах пытаются популяризировать велосипед, для этого поездки делают максимально простыми и комфортными.

Требование надевать шлем сразу приравнивает поездку до метро или магазина к даунхиллу и прочим опасным видам спорта. Ещё шлемы портят причёску, они большие, неудобные и ставят крест на развитии сервисов проката в городе.

Краткая история велоезды в Австралии: сначала мы были такими. Затем они заставили нас ездить в этом. Теперь мы все такие. А не такие.

Более того, исследования показывают, что наличие шлема делает менее аккуратными как самого велосипедиста, так и водителей, создавая иллюзию безопасности и увеличивая вероятность ДТП.

Просто представьте, если бы для поездок на машине нужно было надевать шлем — это казалось бы дикостью и глупостью, но вот с велосипедом это почему-то кажется нормальным. Хотя с автомобилями это не лишено смысла, ведь при аварии часто страдает шея и голова — шлем бы ой как пригодился!

Печально, что наши чиновники и политики смотрят на город лишь из салона машины.