July 8, 2020

Белгород: порядок и смелые решения

Затянул я с публикацией отчёта о поездке в Белгород, хотя ездил я туда ещё в мае. Что ж, исправляюсь!

Про город я уже писал два года назад. С тех пор глобальных изменений не произошло, зато локально проявляются смелые, недорогие и эффективные решения, которые делают каждый день жизни людей проще и лучше. Плюс в городе планируют настоящую транспортную революцию.

Чемодан, вокзал, Белгород

В прошлый раз я прилетал самолётом, в этот же раз поехал ночным фирменным поездом. Вроде бы всё как обычно...

... только рядом с туалетом был душ. Бесплатный, работал, хотя полноценный тест-драйв я решил не проводить — проще утром в гостинице было сходить.

Но подобное я встретил впервые:

Коронавирусные будни: температуру мерили дважды при отправлении и трижды по прибытии.

Вокзал обычный, ничего особенного, но порадовала высокая платформа и пандус через щель. К сожалению, театр безопасности не обошёл Белгород стороной — прямые выходы с перрона на площадь закрыты, всех заставляют делать крюк и обходить через вокзал с рамками. Бесполезное неудобство на пустом месте за наши же деньги — про это я писал отдельно.

Раньше вокзал Белгорода был таким, но город был почти полностью уничтожен в годы войны.

Новое здание построили в 1982 году, это типичная для того времени модернистская архитектура без декора, со строгими линиями, бетоном и большим остеклением:

К сожалению, его было решено «осовременить» плиткой и тонированным остеклением. Получился торговый центр 2000-х годов, идея архитектора уничтожилась вентфасадом. Надеюсь, со временем здание очистят и вернут оригинальный вид:

Заодно было бы хорошо заняться привокзальной площадью. Сейчас человек выходит с вокзала сразу на четырёхполосную дорогу с бонусом в виде лужи на переходе. Пространства много, но оно без зонирования и понятной навигации — ты просто теряешься, потому что везде парковка и асфальт.

Такой профиль улицы больше подходит гоночному треку, а не площади. В качестве позитивных примеров можно вспомнить площади перед Киевским и Савёловским вокзалами в Москве — там была похожая ситуация, но архитекторы и транспортники смогли сделать площади здорового человека малыми силами.

Узнаваемость города

Белгород был разрушен, застраивали его по типовым послевоенным представлениям. Это не плохо или хорошо, это просто факт. Типовые проекты позволяют ускорить стройку, но теряется уникальность места. В случае Белгорода, здесь просто нет узнаваемой доминанты или какого-либо своего стиля. Это архитектурная проблема, которая влияет на ментальное восприятие города и связь человек-город.

Видите в конце улицы высотку у ж/д вокзала? Она завершает улицу и создаёт хоть какую-то узнаваемую и уникальную доминанту. Печально, что при приближении к ней человек сталкивается с дешёвой плиткой.

Проблема безликости важна не менее качества дорог или тёплых труб зимой, просто она из другой сферы и её невозможно потрогать. Подробно про это я писал на примере Сингапура, который сейчас активно ищет свою идентичность и создаёт узнаваемый образ.

Сделать город уникальным можно не только за счёт домов, иногда это проявляется через мелкие детали мощения, столбики, граффити или благоустройство. Вот здесь у Белгорода можно поучиться другим городам. Например, из этого...

... сделали это:

Убрали транзитный проезд машин, заезды остались лишь во дворы. В целом получилось неплохое общее пространство с приоритетом пешеходов:

Хотя вот здесь получился широкий перекрёсток с заездом во двор, в итоге многие паркуют машины:

Качество местами тоже страдает. Конечно, это не Москва, где плитка ушатывается всего за полгода, но всё равно не годится:

К тому же велодорожка утыкается в пешеходный переход, и совсем забыли про велопереезды. В итоге пешеходы массово заходят на дорожку, а велосипедисты вынужденно нарушают правила — получается конфликт на пустом месте.

Но в целом это:

  • Комфортная улица для жителей с приоритетом велосипедистов и пешеходов;
  • Уникальное место, которое не перепутаешь ни с одним другим.

Было бы интересно собрать статистику по бизнесу вдоль улицы: у кого стало больше продаж, какова доля спонтанных покупок, остаются ли люди на улице после покупки и так далее. Считается хорошим тоном создавать благоустройство, которое стимулирует развитие местного бизнеса — это окупает вложения в проект и его поддержание.

Фотографии сделаны рано утром буднего дня, вечером же здесь куда больше людей — проходил мимо тем же вечером, но без камеры.

Велодорожки по умолчанию

Несколько лет назад белгородские чиновники признали велосипед транспортом, после чего дорожки стали закладывать во все проекты. Получается не всегда хорошо.

Тут есть несколько проблем. В городе пока нет единой велосети или хотя бы веломаршрутов из окраины в центр, дорожки делают в рамках благоустройства улиц, а не отдельной программы. Из-за этого доехать на велосипеде до работы, университета или магазина без выезда на дорогу или участка с узким тротуаром почти невозможно. Такая инфраструктура не мотивирует людей пользоваться велосипедом, пока что.

Есть ещё проблема и компетенций: что-то новое почти невозможно сразу построить без косяков. Просто потому что это что-то новое для всех. Изучение чужого опыта не всегда страхует от ошибок.

Это касается не только дизайна, но и банального управления: наличия нужных материалов, культуры строительства и архитектурного надзора. Например, в России у прораба на стройке часто больше «веса», чем у архитектора, поэтому проекты иногда меняются прямо на стройке на глазок.

В любом случае это пока редкий пример строительства велодорожек на улицах именно для транспортных целей. Их можно быстро связать велополосами по проезжей части, создав в центре каркас для поездок на велосипеде. Во всём мире сейчас как раз активно такие делают, чтобы люди из-за страха перед коронавирусом не сбегали в свои машины и не парализовали весь город, а пересаживались на велосипед.

Ещё было бы неплохо запустить в городе прокат электросамокатов и велосипедов. В России уже есть компании, которые делают это без вложения городских средств. У многих банально нет места для хранения своего велосипеда или есть страх, что велосипед сопрут с парковки — велопрокат решает эту проблему.

К тому же у Белгорода сложный рельеф, не все готовы подниматься на Харьковскую гору, но вполне готовы ездить по другим районам при необходимости.

фото из Нижнего Новгорода

Доступная среда, тоже по умолчанию

Подземные переходы на городских улицах — бич российских городов, десятилетиями всем промывали мозги «вот уберём зебру — всё поедет!»

Внеуличный переход — дорогой способ перенести пробку на несколько десятков метров дальше и сделать город агрессивным для маломобильных людей. Это отголоски 1970-х годов, которые массово продолжают появляться только в странах бывшего СССР. В развитых же городах такие переходы или закрывают, или хотя бы дублируют наземным переходом. Белгород относится к последним:

Сейчас тут 100% доступная среда. Само собой, пробок больше не стало — с чего им появляться, когда до и после этого перехода тоже идут светофоры? Было много криков о коллапсе, реках крови и распиле, но в итоге абсолютно все жители города получили доступную среду без изощрений:

К сожалению, в прошлые годы таких переходов успели сделать несколько, многие из них на центральной улице. Проспект Богдана Хмельницкого связывает юг и север города, здесь проходят основные маршруты транспорта, и именно здесь наделали подземников:

Подземелья Белгорода:

Как можно говорить о приоритете общественного транспорта, мотивировать людей оставить машину у дома и поехать на автобусе, а потом гонять людей по лестницам для простого перехода улицы? Подземники неудобны даже для молодых и сильных, поэтому рядом с ними постоянно перебегают улицу по земле. Для больных и пожилых это препятствие, которое полностью закрывает город.

К счастью, скоро это останется в прошлом. В городе начали реконструкцию улицы, конкретно в этом месте появятся зебры и светофоры, удобный транспортный хаб и нормальный перекрёсток с поворотами для машин. В общем, лучше станет для всех — так тоже бывает!

Транспортная революция

Сейчас в городе очереди из маршруток:

Сложно назвать город современным, если по нему ездят ПАЗики, которые были изобретены для вывоза колхозников с картофельных полей:

После развала СССР общественный транспорт многих городов впал в депрессию: денег не было, возить толпы на заводы уже не надо, откуда-то взялось множество машин и тд. В итоге на тему транспорта вообще забили.

Сейчас же советский задел в виде электротранспорта подходит к концу, люди массово сбегают из маршруток в машины, парковок не хватает, всюду пробки и так далее — медлить больше нельзя, проблему нужно решать. И решать не расширением улиц, убийством деревьев или развязками — нужно создавать альтернативы автомобилю. Это единственный способ, который доказал свою эффективность во всём мире.

В этом году вместе с реконструкцией улицы здесь планируют запустить новую маршрутную сеть. Как я понимаю, будет что-то типа реформы в Екатеринбурге и московской «Магистрали». Только здесь куда больше шансов, что всё получится сделать нормально. К сожалению, подробности пока рассказать не могу.

Единственный вопрос относительно сети — место белгородского троллейбуса. Последние годы были разовые закупки новой техники, но модернизации сети и подстанций не было. Менять экологически чистый транспорт на автобусы неправильно, к тому же вложения в инфраструктуру окупаются — у троллейбусов куда больший ресурс по сравнению с бензиновыми и газовыми автобусами.

Если мы посмотрим на города Европы, которые не убили троллейбус в прошлом веке, то увидим весь его потенциал: тихий, манёвренный и быстрый — это как раз современный троллейбус.

Пльзень
Зальцбург
Линц

За счёт аккумуляторов и автономного хода троллейбусы можно быстро запускать в новые районы без прокладки новых линий. У нас это активно практикуют в Петербурге. В долгосрочной перспективе это самый выгодный вариант (без учёта обычных троллейбусов).

Аналитика с круглого стола в Мосгордуме

Ещё можно почитать недавнее интервью мэра города о реформе общественного транспорта, платных парковках, пешеходных зонах и общем развитии города — крайне редко встречаются руководители с адекватным видением ситуации.

После долгих обсуждений мы выбрали единственно верный путь развития — приоритет Белгорода для пешеходов. В первую очередь — для пешеходов-инвалидов на колясках и для мамочек с колясками. Потом по приоритету идёт обычный пешеход, затем — велосипедисты, далее — общественный транспорт. И только после этого личный автотранспорт. Он должен быть удобен для автолюбителей, не переходя на вышеперечисленные свободы первых трёх категорий. Это понимает и воплощает в жизнь весь мир.

Зелёный город

В центре Белгорода есть парк, и он офигенный. Он равноудален от всех районов города, недавно здесь очень аккуратно сделали набережную:

Архитектура здесь удачно дополняет место, даёт возможность наслаждаться природой и водой. Это очень деликатное улучшение места. Если вам кажется это надуманным, то просто сравните с тюменской, вологодской или уфимской набережными.

Лучшее место Белгорода!

Разве что добавить инструкцию, чем можно кормить уток, а может даже поставить автомат с безопасным кормом для птиц:

Соседняя набережная, здесь тоже есть дорожки и доступ к воде, но тут сделали место для кофейни — хороший пример симбиоза благоустройства и бизнеса. Ничего дорогого или инновационного, а место хорошо работает!

Улицы не менее зелёные:

Иногда встречаются интересные вставки:

В городе сохранили питомник и службу садоводов, поэтому тут активно высаживают новые деревья.

Обратите внимание, что открытый грунт закрыт — нет пыли и грязи!

Городской ландшафт и озеленение — сложные вещи, не стоит путать лес и улицы. Я уже рассказывал, что за деревьями нужно следить, время от времени кронировать или даже заменять. Здесь над этим работают:

Хотя иногда возникает чувство, что работа ведётся не системно, а точечно. Например, иногда открытый грунт закрывают, а иногда нет. Или новое дерево высаживают там, где оно вряд ли выживет или будет конкурировать с другим за свет и влагу.

В общем, было бы хорошо иметь городской регламент для работы с зеленью на улицах, по типу барселонского.

Так, а плохое-то есть?!

Белгород далеко не идеален, это само собой. Взять хотя бы варварство с фасадами:

Сталинки — историческая для города застройка, хотя им всего полвека. Но с учётом общего дефицита истории на улицах, с них нужно сдувать пылинки. Здесь же их закрывают дешёвым профлистом, которым обычно оборачивают помойки во дворах:

А как вам современная архитектура?

В прошлом году было заявлено, что от покраски бордюров в городе откажутся, это дало бы экономию в 12 млн рублей. Бросили? Нет.

Новые гранитные бордюры здесь не белят, это хорошо. Но вот старые продолжают зачем-то красить. Довод о прочности, что краска защищает бетон, очень странный: тогда бы их красили прямо на заводах в стерильных условиях. Плюс в Северной Америке, где бетонные бордюры – норма, таким не занимаются.

Если же я ошибаюсь и это правда нужно, то почему бы не покрывать всё бесцветным лаком? Сейчас весь брак и грязь сразу бросаются в глаза.

Дружелюбие среды тоже страдает. Просто попытайтесь найти и назвать хоть что-то приятное на этой фотографии:

В общем, проблем много. Очень много. Наши города вообще не из простых. Даже если сегодня всё делать по канонам урбанистики, только полвека прошлых ошибок придётся исправлять лет сто ещё. Но за Белгород я скорее спокоен — здесь не боятся признавать ошибки и делать что-то новое, сегодня это большая редкость для России.