August 12, 2020

Ногинск: как превратить проблемы в преимущество

В радиусе 1000 км от Москвы любой мэр вам расскажет, как столица высасывает молодежь, как в малом городе никто не хочет оставаться. И чаще всего это абсолютная правда — наши города не умеют в конкуренцию!

Москва — мегаполис, здесь много возможностей получить образование, услуги на любой вкус, работу и так далее. Но это в какой-то момент начинает работать против самой же Москвы: большие расстояния, проблема экологии и шума, дороговизна жизни и так далее. Коронавирус хорошо доказал, что многие процессы реально перевести на удалёнку — не обязательно ездить в офис каждый день, можно работать из дома или... города недалеко от Москвы.

Ругать других и ничего не делать очень просто и приятно, но как только города ближнего Подмосковья оценят своё местоположение и начнут что-то делать — вымирание обернётся ростом.

Давайте на примере Ногинска посмотрим, чем могут быть привлекательны относительно небольшие города, и что они сейчас делают не так.

Связь с Москвой

Город расположен в 40 км по прямой. Вроде недалеко, только для машин это Горьковское шоссе — в часы пик там можно состариться до пенсии.

yandex.ru

Есть железная дорога, но в лучших традициях это транспорт для тех, кто никуда не спешит. За это же время Ласточка от Москвы успеет доехать до Владимира, а он на 126 км дальше Ногинска.

Tutu.ru

Ногинск — тупиковая ветка, к тому же одноколейная. Можно предложить построить ещё пути, хотя вряд ли это решит проблему перегруженного московского узла. Но ведь не обязательно пускать электричку прямо до Москвы!

Как вариант, можно попробовать пробить остановку скоростных Ласточек и/или Сапсанов на основном ходу у ответвления на Электросталь и Ногинск — из этих городов можно запустить челноки, а дальше пересадка с одной платформы на другую, как в метро. Наверняка это будет более дорогой сервис, но он хотя бы будет — появится возможность доехать, условно, за полчаса до центра Москвы, а не трястись полтора часа.

Понятно, что это сложно, но на то у нас и выбирают политиков с чиновниками, чтобы они не сидели сложа руки. Ещё 15 лет назад никто не верил, что до Петербурга можно будет доехать за 4 часа на поезде, но ведь смогли. В целом города вокруг Москвы сейчас стали активно получать нормальный ж/д транспорт — это уже не какая-то фантастика.

Застройка

Сейчас города вокруг Москвы скорее паразитируют на этой самой Москве, став спальными районами для тех, кто не может себе позволить жить в столице или поближе. Иными словами, строим говно, потому что и так купят:

С точки зрения быстрого обогащения отдельных лиц — вариант неплохой. Только город от этого мало что получает: при первой возможности все бегут, социальный капитал падает, бизнес особо не развивается и так далее. Если преимущество вашей застройки лишь в расстоянии от метро, то вы обречены на деградацию.

Человейники просто строить, но качество жизни в них отвратительное. У нас любят оправдывать их ценой земли, мол иначе квадратный метр будет золотым и никто не купит. Это не совсем так: застройщики не готовы рисковать привычными бизнес-моделями, поэтому продолжают строить так, как строили последние 40 лет.

Если мы посмотрим на европейские города, то увидим иной подход: плотность застройки выше, а этажность — ниже. Просто здесь иначе работают с земельными участками, поэтому у них адекватная этажность и разнообразие жилья. Не поняли мысль? Вот в картинках из книжки «Soft City: Building Density for Everyday Life» Дэвида Сима:

Ногинск мог бы быть таким:

Это новые кварталы в Утрехте, который больше Ногинска и входит в агломерацию Рандстада. Здесь дорогая земля и плотная застройка, но из коттеджей, таунхаусов и многоквартирных домов.

Представьте, что у жителя Москвы есть два варианта: жить в двушке в панельке на окраине Москвы или в таком доме с небольшим своим участком в получасе от центра столицы — что бы он выбрал?

Вот новый район Амстердама, здесь ещё более плотная застройка, но из домов со своим небольшим участком:

Ещё раз: это очень плотная ГОРОДСКАЯ застройка, не путайте с дачными участками или городскими виллами. Подобного почти нет на нашем рынке, потому что покупатели просто не знают о таком формате жилья. Но это именно то, что может заставить человека приехать в такой город, как Ногинск.

Но увы, в Ногинске новое жильё вот такое:

Есть ещё вариант старых домов, которые ещё не успели сжечь:

В принципе, Ногинск мог бы развивать бренд города для пенсии: дом с участком, городские блага в пешей доступности и без всяких хипстеров и шума под окном. Но тогда нужно делать безбарьерную среду и подтягивать медицину.

Более приятный вариант, но без лифта всё-таки сложно жить:

Короче, всё печально.

Трамвай и велосипед

В Ногинске был трамвай, но теперь о нём говорят лишь случайно сохранившиеся артефакты, которые не принимают в чермет за углом.

По Ногинску ходил не трамвай, а ведро с гайками, но даже в этом случае его можно было спасти и сделать нормальным транспортом. Ведь в соразмерном Линце и множестве других городов Европы трамваи ходят и прикрывать их никто не думает.

Автор: Tim Bespyatov, 13 июля 2005 г

Трамвай был однопутным с разъездами, что весьма экзотично. Он охватывал почти весь город, даже звучали предложения продлить его до Электростали. При грамотной маршрутной сети, уплотнении застройки вдоль линии, приоритете и прочих моментах можно было сделать классный транспорт. Но увы, 11 июня 2013 года был последним днём трамвая в городе.

Аргументы для закрытия были типичные: дорого, неэффективно, пробки и всякое такое. Куда проще всё закрыть и пустить маршрутки:

Больше всего убивают аргументы про неудачную трассировку по центру, что из-за трамвая были пробки. Если в вашем стотысячном городе есть пробки, то это просто верх транспортной импотенции в мэрии. Какие пробки в городе, который за два часа можно пройти пешком?! Тем более в Ногинске уже неприлично широкие улицы:

Как у нас считают экономику и пускают маршруты? Думаете там серьёзная аналитика и планирование? Ха! Берут ведомость предприятия и смотрят: у электротранспорта много хозяйства и инфраструктуры, а вот автобусники не платят за это — значит, автобус выгоден!

Автор: focus1965, 15 апреля 2000 г.

Вот только если считать комплексно цену перевезённого пассажира и хотя бы лет на 20 вперёд, то трамвай окажется выгоднее того же автобуса и тем более маршрутки при потоках более 300 человек в час (цифра взята на основе проекта новой линии в Даугавпилсе). Про остальные плюсы трамвая можно почитать тут.

И если вы всё ещё уверены, что трамвай не выживет в подобных городах — приезжайте в Коломну, там вагоны возят больше людей, чем метрополитен Казани.

Коломна

Но даже без трамвая в городе можно было сделать филиал Нидерландов: город компактный, без перепадов высот, улицы широкие — делай по несколько километров велодорожек каждый год и будет тебе полноценная сеть лет через пять. Тем более велосипедом здесь уже пользуются:

Но опять же: хрен вам. Лучше жить с пробками и ругаться, что предки не заложили побольше автомобильных парковок в историческом центре.

Услуги и скука

Но транспорт и застройка — далеко не всё необходимое для нормальной жизни. Мы не роботы, чтобы жить в режиме «работа-дом-работа», нам всем нужно «третье место» — место, где можно отдохнуть, встретиться с друзьями, назначить свидание или просто узнать что-то новое.

Наши города чаще всего проигрывают конкуренцию за свободное время человека торговым центрам и дачам. При этом торговые центры хорошо имитируют городскую среду здорового человека: там тепло, сухо, безопасно, много еды, магазинов и развлечений. Только такие центры, как правило, разрушают наши города. Хотя в последние годы наметилась тенденция обустройства нормальных парков и набережных, города хоть как-то начали развиваться.

Так вот, в Ногинске в центре города есть пешеходная улица — это круто. Сейчас её как раз заканчивают реконструировать. Было:

yandex.ru

Стало:

Небольшой участок с историческим мощением:

Очень порадовали люки, где отображены все названия города и годы переименования — приятная мелочь и урок истории:

Даже канавы прямо до труб проложили!

На улице высадили новые деревья — это очень хорошо, сделать дружелюбное пространство без озеленения невозможно. Вот только для молодых деревьев предусмотрели лунки в мощении без учёта их роста. Плюс открытый грунт надо закрывать приствольными решётками или хотя бы засыпать галькой.

Какие-то инфостойки:

У нас часто не понимают, как работают пешеходные улицы: считается, что нужно просто закрыть движение, после чего случится магия и у вас будет свой Арбат — это крайне примитивный взгляд, на примере Уфы я недавно это разбирал. В Ногинске же вдоль пешеходной улицы идёт торговля, поэтому здесь есть жизнь:

На каком-то форуме слушал историю про Германию 1980-х годов: в то время у них начался отток жителей из малых городов в большие за лучшей жизнью, именно тогда в исторических центрах стали появляться пешеходные улицы для стимулирования бизнеса и создания разнообразия для жителей. Ногинск — это пример, что такое работает и у нас.

К улице примыкает большая площадь, было так:

yandex.ru

Но пока вот так. Судя по новостям, сдать площадь должны к сентябрю, но верится с трудом. Вероятно, из-за вируса планы пришлось скорректировать.

Ещё в городе начали делать проект набережной, даже обещали начать строительство в этом году. Интересно, что у города вообще не было набережной, хотя он стоит на Клязьме:

Мэрия получила грант в 44,5 млн рублей — сумма очень скромная, особенно с учётом картинок проекта:

Пресс-служба Губернатора и Правительства Московской области

Вид приятный, но без привязки и деталей сложно судить о проекте:

А пока в Ногинске так:

Очень хочется видеть в историческом центре продуманные улицы и пространства, но пока вне пешеходной улицы человек утыкается в асфальт и машины. Тут без проблем можно сузить дорогу в полтора раза без вреда для трафика и сделать там летние веранды или высадить зелень:

Даже у местной водонапорной башни с каланчой вместо классной площади — парковка и закрытая глухим забором территория. Башня — однозначно лучший символ города, но по окружению так не скажешь.

Вперёд или назад?

Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности — это самая точная характеристика для городов вокруг Москвы.

Я ожидал худшего от Ногинска, но пешеходная улица, центр и местное деревянное зодчество быстро меня переубедили. К сожалению, в остальном здесь всё печально. Есть ещё много мелких вещей, про которые я не стал писать — смысл обсуждать детали, когда мы видим кучу стратегических просчётов? Это как спасать специями кусок мяса, который полностью сгорел на огне.

Я бы советовал городам Подмосковья ориентироваться на Коломну, где оценили близость к столице, научились зарабатывать на своей истории, используют свою локацию и вкладывают деньги в простые и хорошие проекты.