September 29, 2020

Как в Великобритании закрыли улицы для машин

На улицах Великобритании активно устанавливают барьеры и знаки, останавливающие «крысиные бега»* и поощряющие езду на велосипеде и ходьбу. Люди расходятся во мнениях по поводу их преимуществ.

* «крысиный бег (крысиный путь)» (rat run) – использование переулков внутри жилых кварталов во время поездок на работу, напоминающее путь, по которому крыса бежит по лабиринту. Их использование растет с момента появления Waze и других навигаторов для поездок на работу.

За парой гигантских деревянных клумб, поросших зеленой травой и пурпурными цветами, около 30 учеников средних школ разбежались по пустой улице в Овале, лондонском районе Ламбет. Единственный звук – это нарастающая волна детских голосов и смеха, поскольку поблизости не слышно ни одной машины.

Многие родители приходят пешком, чтобы забрать своих детей из ближайшей начальной школ. На этих тихих улицах автомобили больше не могут проехать улицу насквозь, их останавливают большие зелёные клумбы и красные предупреждающие знаки с одной из сторон.

Это один из многих экстренно созданных кварталов, где барьеры не позволяют автомобилистам проезжать переулки насквозь, но жители района и бизнес всё ещё могут подъезжать на машинах к своим домам. Подобные меры стали массово появляться после того, как в мае правительство выделило муниципалитетам 250 млн фунтов (25 млрд рублей) нового финансирования на активную мобильность: пешеходов и велосипедистов.

За последние четыре месяца по всей Великобритании было предложено более 200 новых схем, при этом ограничения на сквозное движение запланированы или внедрены как минимум в 54 муниципалитетах, включая Бирмингем, Манчестер и Эдинбург. Подавляющая часть схем находится в столице. При этом, на Лондон приходится 141 район, где «крысиные бега» вскоре могут быть частично заблокированы барьерами.

Благотворительная организация Sustrans, которая занимается пешими и велосипедными прогулками, считает, что правительству и советам пришлось действовать быстро из-за Ковида: многие люди по понятным причинам не хотят пользоваться автобусами и поездами во время пандемии, поэтому существует реальный риск, что те, у кого есть автомобили, просто будут больше ездить — это приведёт к пробкам и увеличению загрязнения до опасного уровня. Этого можно избежать, если создать альтернативу, сделав ходьбу и езду на велосипеде безопаснее.

Эти скромные изменения в управлении дорожным движением порой вызывали ожесточённые споры, когда всё чаще выступали оппозиционные группы, утверждающие, что схемы в действительности приносят пользу только среднему классу в зелёных анклавах за счёт тех, кто живет в близлежащих районах или зависит от своих автомобилей.

В ряде районов Лондона прошли демонстрации и протесты. Петиции с требованием отменить схемы соседства с мало посещаемыми районами (LTN) собрали сотни подписей. В Илинге даже перевернули ограничители и залили маслом проезды для велосипедов.

Большинство муниципалитетов настаивают на разработке экстренных схем, несмотря на негативную реакцию. Однако на прошлой неделе совет Вандсворта, контролируемый консерваторами, приостановил использование подобных схем, сославшись на опасения по поводу транспортных потоков и экстренного доступа.

Есть опасения, что между теми сторонниками и противниками ограничения движения вспыхивает культурная война: кто хочет ездить где угодно, когда угодно и с любой скоростью против всех остальных, кто хочет передвигаться мирно и эффективно.

Противники ограничений утверждают, что эта схема перемещает движение из богатых районов в менее благополучные и ещё сильнее убивает главные дороги, где с большей вероятностью будут жить люди с низкими доходами. Люди, которые живут на «границе схемы», утверждают, что трафик, который раньше проходил по улицам внутри района, оказался прямо у их домов и теперь они находятся между двумя главными дорогами в облаке загрязнённого воздуха.

Несмотря на всё более ожесточённый  характер дебатов, эта схема абсолютно необходима и уже доказывает свою ценность – число поездок на автомобилях снижается.

Моделирование Королевского колледжа Лондона в районе восточного Лондона, где подобные меры работают с 2014 года, показало, что у жителей выросла продолжительность жизни и улучшилось качество воздуха. Увеличения загрязнение основных дорог из-за перераспределение трафика выявлено не было.

Новое исследование транспортных привычек сотен жителей Уолтем-Форест, проведенное Вестминстерским университетом, показывает, что использование автомобилей снизилось, в то время как ходьба и езда на велосипеде заметно выросли в течение одного года.

Мониторинг муниципалитета показывает, что в целом по всему району наблюдается спад автомобильного движения, хотя на пригородных дорогах были небольшие подъёмы. Вероятно, будет сочетание смещения потоков и «испарения» транспорта, то есть некоторые люди будут путешествовать другими способами, если водить машину станет сложнее.

Такие меры, как зоны с низким уровнем выбросов и расширение тротуаров, помогут защитить людей, живущих вблизи основных дорог от загрязнения воздуха выхлопными газами.

UPD на январь 2023 года:

Появилось исследование эффективности этого решения. Если опустить детали, то число поездок на тупиковых улицах на машинах значительно упало, зато вырос пешеходный и велосипедный трафик. Самое же интересное, что на сквозных улицах поблизости трафик машин вырос всего... на 1,3%! Хотя, если взять фактор сезонности, ковида и общую динамику, то этот показатель вообще составляет всего 0,7%.

В общем, у нас тут ещё подтверждение простого факта: умные города не пытаются удовлетворить спрос на поездки на машинах — они им управляют. Если вы создаёте удобные условия для пешеходов и велосипедистов, то это не приводит к коллапсу, а мотивирует людей оставить машину дома.

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб

Оригинал: The new road rage: bitter rows break out over UK’s low-traffic neighbourhoods

Перевод: Таня Стериди

Редактура: Аркадий Гершман