November 19, 2020

Саратов: следы прошлой хорошей жизни

Когда-то Саратов был третьим городом империи, а за счёт шпилей даже неофициально назывался «русской Прагой». Затем революция, изгнание немцев Поволжья, война, закрытие города и... пофигизм наших дней.

Саратов — удивительный город, где привыкли жить плохо. Исправить положение сложно, ведь проблема не столько физическая в виде дыр на дорогах (тому же Нью-Йорку это не мешает), сколько в головах.

Первое впечатление — страдай

В материале о новом аэропорте я подробно рассказал о важности первых впечатлений. Если аэропорт влюбляет в себя своей продуманностью и приятностью, то привокзальная площадь вызывает очень простую эмоцию: надо валить.

Это типичная пост-советская проблема: полвека назад всё закатали в асфальт, но это была большая пешеходная площадь, можно было переходить в любом месте, транспорта было мало и никто никому не мешает. За полвека успели перестроить сам вокзал, но дизайн площади всё ещё остался на уровне 1950-х годов.

1966

У вокзала сквер, вокруг которого одностороннее кольцо. Сам сквер разрезан на две части проездом. Пешеходных переходов к дорожкам от и к вокзалу в нужных местах нет, ноль навигации, а куча маршрутов блокирует целые полосы в ожидании пассажиров.

Единственный короткий проход к вокзалу через сквер — это зебра без светофора через 4 полосы движения. При том ширина полос здесь больше, чем на МКАДе. Идеальные условия для игры в боулинг людьми.

Площадь не работает нормально ни как общественное пространство, ни как транспортный хаб. Прямо комбо, как делать не надо.

В 2018 году тут решили в тестовом режиме поменять схему движения: сделать пешеходные переходы во всех необходимых местах, вернуть двустороннее движение, разнести остановки и сделать навигацию. Ничего радикального не было, аналогичные проекты в Москве у Киевского и Савёловского вокзалов куда смелее.

2018

Цель была простой — проверить решения перед капитальной реконструкцией. Но была полностью провалена общественная кампания, не было согласия среди чиновников города — в итоге тут всё убрали и вернули всё взад. Проект не был идеальным, но вместо анализа проблем тут просто всё свернули. Не жили хорошо, так нечего и привыкать. А вот дорожники заработали на новом асфальте.

Тротуарная революция

Зато в городе заметили, что последние полвека никто не ремонтировал тротуары!

Было-стало:

Как мне рассказали, на тротуары городу дали миллиард, который нужно обязательно освоить до конца года. Так как про тротуары тут никогда особо не думали, то вместо капитальных решений просто заменили старое на новое. В лучшем случае добавили технический проход у края проезжей части:

В некоторых местах подсуетились, вырубив деревья ради парковки по программе ремонта тротуаров. Да, умные головы в высоких кабинетах догадались в местном климате рубить деревья, ведь зачем вообще тень от кроны дерева в +40?

Заодно начали ставить заборы:

Про приподнятые заезды во дворы, уширения перед переходами и прочие элементарные вещи здесь вообще не знают. Ведь задача — освоить, а не сделать хорошо.

Доступная среда — тоже излишняя головная боль.

Вот тут хорошо видны приоритеты мэрии города:

Пешеходный каркас

Есть и положительные моменты. Например, в планах сделать огромный пешеходный маршрут через центр города и набережную. Основная часть —  проспект Кирова, пешеходный с 1983 года, но недавно тут провели реконструкцию:

было

Стало аккуратнее и ровнее, но вот вопрос билбордов посреди тротуара решить так и не смогли:

Здесь же город начал вводить дизайн-код, но максимально неправильно. Дизайн-код — хороший инструмент для очищения города и подстёгивания конкуренции, но важно вводить его постепенно и плавно, чтобы не ударить по бизнесу. Здесь же заменить вывески потребовали, кажется, примерно за месяц. Обычно же переходный период от одного до трёх лет. В итоге бизнес устроил бунт, и это абсолютно ожидаемо. Важно не только сделать хороший регламент, но и правильно его внедрять.

Ещё тут появилось образцовое казарменное благоустройство: всё параллельно и перпендикулярно друг другу!

Пешеходную улицу потихоньку продлевают и подводят к набережной. Вот площадь Кирова, было:

2018

Стало. Теперь тут большая детская игровая для разных возрастов и тихая зона, даже туалет стоит с бабушкой внутри!

Можно было сделать детскую площадку получше, всё же центр города. Но хотя бы есть зоны для разных возрастов и нет кислотных цветов — могло быть хуже.

Осталось научить коммунальщиков закрывать открытый грунт мульчей, чтобы не было пыли:

Здесь же стоит знаменитый крытый рынок, достопримечательность города. Лично у меня именно он всплывает в голове при слове «Саратов»:

Внутри всё ещё работает рынок, сохранилось много старых деталей, но с налётом советского ремонта:

А вот проблему ларьков вокруг решить не смогли:

2018
2020

В итоге человек смотрит не на красивую архитектуру и достопримечательность, а на коробки ларьков. Говорят, что проблемы пытаются решить, но пока вот так:

Ещё одна работа последних лет — бульвар Рахова:

Вот здесь ларьки вставлены аккуратно и наоборот раскрывают потенциал бульвара — можно купить попить и перекусить, а после посидеть под деревом или в сквере:

Ничего особенного тут нет, просто бульвар сделали аккуратным, с площадками по ходу, фонарями и без растяжек — для Саратова это прогресс.

Вот только проект бросили на полпути: архитекторы заложили несколько уникальных входных групп, нет велопереездов, местами торчат страшные подстанции газовиков. Но главное, что благоустройство не дотащили до фасадов, в порядок привели только бульварную часть.

Зачем нужны набережные?

В отличие от многих других волжских городов, Саратов плотно «сидит» на Волге и ориентирован к ней.

Есть несколько участков набережных разных периодов. Например, в сталинском духе с зеленью и лавками:

Несколько лет назад её ремонтировали, в навигацию зачем-то вставили аэропорт. Или это тонкая шутка, что из Саратова хочется сбежать даже во время прогулки? В любом случае, указатель показывает на старый аэропорт, который выводят из работы.

Тут несколько ярусов, про доступную среду опять же можно забыть.

Вдоль забора ГРЭС относительно недавно возвели новый участок для соединения набережных. Связанность — штука нужная, но вот получился кусок асфальта вдоль двух заборов:

Оживить место пытаются хотя бы граффити, но работает слабо:

Местами тротуар почти полностью пропадает, зато есть велодорожка! Запомните: велодорожки нужны на улицах, где есть опасность машин. В парках и на набережных велодорожки скорее провоцируют конфликты. Если стоит выбор между широким тротуаром и велодорожкой, то однозначно нужно делать тротуар.

Ещё было бы неплохо заделать ямы.

Тут не хватает контакта с водой, навесов с тенью и от дождя, точек притяжения и хоть каких-то активностей. Пока единственное место, которое хоть как-то привлекает людей — скейт-парк.

Но вишенка на торте — последняя очередь набережной!

Её пробили через гаражи и полосу отвода жд ветки, сами пути просто убрали.

Проход к домам через калитку:

Это может показаться ужасом, но тут хотя бы можно пройти к застройке, в гаражах появляется бизнес и можно хранить лодки. Благоустройство убогое, никто не думал о привлечении людей, но есть, с чем работать.

Оригинал:

Хохловская площадь, Москва

Дешёвая копия:

Скоростной трамвай

Хорошая новость: местный трамвай всё ещё жив, хотя ещё года три назад его будущее было под вопросом.

У трамвая огромный задел прочности, сейчас он на исходе. За последние полвека здесь лишь убирали линии, про ремонт, платформы и новые вагоны политики и чиновники вообще не думали.

Спальные районы Саратова часто соединены с центром и другими районами всего 1-2 улицами, поэтому как воздух нужен магистральный транспорт. Трамвай же — самый эффективный вид наземного транспорта, можно сцеплять по несколько вагонов и за раз возить столько же, сколько возит 5-10 автобусов.

Если отремонтировать и обособить пути, дотянуть пути до нужных для пассажиров мест и закупить длинные вагоны, то можно будет относительно быстро и недорого дать жителям транспорт уровня метро. И что-то подобное тут даже разрабатывают!

Проект скоростного трамвая оценивают в 6,3 миллиарда рублей. Дорого? Наверное, но метро по той же трассе выйдет раз в 20-30 дороже и дольше лет на 20 при условии постоянного финансирования. Потери же от пробок идут уже сейчас.

Вот только нужно связывать не только районы Саратова в одно целое, но ещё подключить соседний Энгельс — это два разных города с точки зрения закона, но они развиваются в агломерации и завязаны друг на друга. Межгородской трамвай сейчас как раз строят в Екатеринбурге, схема рабочая. В мире же это давно норма, есть даже межнациональные трамваи, такие я вам показывал в Базеле.

Забытая история

Саратов — красивый город. Точнее, когда-то таким был.

За последние 100 лет тут почти полностью избавились от следов зажиточных лет. Например, как вам этот советский кинотеатр с налётом евроремонта?

Раньше здесь был собор Петра и Павла 1881 года постройки в эклектичном псевдороманском стиле:

Собор не утерян, в советские годы лишь убрали шпили и заделали декор — внутри и по бокам всё ещё видны оригинальные детали и основа:

Можно ли вернуть собор? Да, при этом это даже не будет считаться новоделом. Например, труба на фото именно от собора и служила ритуальным целям. Но сейчас здесь даже нет исторической таблички!

В Саратовской области было много немцев Поволжья, которых в советские годы массово депортировали. Сам город был мультикультурный, а проспект Кирова, где стоит кинотеатр-собор, вообще назывался Немецкой улицей.

Раньше у Саратова вообще был скайлайн из шпилей и соборов, за последний век этот образ город утратил.

было
стало

Единственное исключение — здание консерватории. Если вы летите из «Шереметьево», то именно это здание вы увидите на экране у выхода на посадку.

Здесь отдельная история, ведь изначально здание было куда проще:

1902 – 1908

Ещё до революции здание решили перестроить, работы закончили к осени 1912 года:

На конкурсной основе был выбран проект С. А. Каллистратова, предложившего продолжить локальные традиции (здание тогда находилось между католической и лютеранской кирхами) и сделать из училища средневековый готический замок с башнями и поющими химерами на фасаде.
1912 – 1917

В годы войны башни были срезаны, чтобы затруднить ориентацию германским бомбардировщикам, их восстановили лишь в 1975 году.

Консерватория осталась единственным символом прошлого. Если раньше она подстраивалась под архитектурный контекст застройки, то сейчас она его создаёт. И это, пожалуй, единственный положительный пример. В остальном ситуацию хорошо опишет это крыльцо: богатый декор прошлого и дешёвые пластиковые двери современности.

С каждым годом Саратов не прибавляет в красоте, а лишь теряет её.

Сегодня в России есть ряд инициатив и программ для восстановления наследия: «Мой фасад», «Фасадник», «Том Сойер Фест», «Рубль за квадратный метр» и так далее — они стимулируют бизнес и владельцев заняться своим домом, раскрыть красоту и повысить стоимость недвижимости. В Саратове есть лишь «Том Сойер Фест», но их сил явно не хватает.

Вместо того, чтобы привлекать внимание к проблеме, неугодные дома просто закрывают рекламой, превращая улицы в дешёвые рекламные поверхности. Сразу видно, как здесь «болеют» за свой город.

Зато впихнуть безликую высотку в исторический центр — это мы с радостью!

Философия горожанина

Мне кажется, в Саратове почти не осталось полноценных горожан: старых выгнали или расстреляли, а новые жители всё ещё живут философией деревни. Культуру нужно воспитывать, но сейчас этим никто не занимается.

За счёт стараний Володина (Саратов — его малая родина) в городе происходит хоть что-то, те же деньги на тротуары, попытки очеловечить привокзальную площадь и обновление троллейбусов — от разных людей я слышал, что это во многом именно его заслуга.

То есть проблем с деньгами у города нет, их в любой момент могут накинуть. Вот только большой бюджет не решает проблему некомпетентности и неспособности сесть за один стол и договориться, как сделать Саратов лучше.

Самый надёжный путь сделать город лучше — запрос и действия самих жителей. Хороший мэр или Володин приходит и уходит, а жители остаются. Городские же власти должны мотивировать жителей заниматься своей территорией:

  • не приходить в каждый двор с типовым благоустройством, а субсидировать часть затрат на проекты самих жителей;
  • не уродовать дома профлистами и дешёвыми железными дверями, а субсидировать восстановление фасадов и благоустройств;
  • поощрять бизнес за работу с наследием, а не закрывать дома объявлениями и так далее.

Саратов может вновь стать прекрасным городом, но это должно стать общегородской идеей, чтобы в неё поверили студенты, депутаты, мэр и все-все другие.