Транспорт Ростова-на-Дону: проблема не в деньгах
Я часто повторяю, что основная беда наших городов не бедность, проблема в головах. Часто на уровне города и региона просто не понимают, что сделать хорошо можно быстро и недорого, предпочитая направлять работу на освоение бюджета.
Транспортная система Ростова-на-Дону — хороший пример, как не надо делать.
Пешеход должен страдать
Каждый из нас по умолчанию пешеход. Даже если вы ездите на машине каждый день, вам всё равно нужно до неё сначала дойти. Поэтому удобство города для всех — это в первую очередь доступная и удобная среда для пешеходов. Тут начинается классика:
В центре успели нарыть подземных переходов. Это не какая-то уникальная проблема, даже в Европе так пытались делать, но одумались. В Ростове же все переходы сверху продублированы светофорами, вставить фазу для пешеходов и не загонять всех под землю — не проблема. При мне люди без проблем перебегали сверху в разрывах между машинами. Особенно часто видел маломобильных, для которых любая ступенька — уже проблема.
Платформы для колясочников есть, но они в чехлах и явно работали лишь однажды на приёмке перехода. И не стоит забывать, что маломобильные — это не только люди в колясках. Велосипедисты, самокатчики, родители с коляской, пенсионеры, люди с травмами и не только — для всех них такой переход является преградой, они не в состоянии ими пользоваться наравне с молодыми и здоровыми.
Ростовские переходы уникальны своими мозаиками, которые сейчас находятся под охраной как памятники:
Мозаики, безусловно, классные. Молодцы, что их сделали, сохранили и поставили на охрану. Вот только мало кто знает, что эти переходы закрывают на ночь. Как перейти улицу? А плевать, в мэрии не видят проблемы и, видимо, считают, что по ночам все должны спать, как в казарме после отбоя.
Чтобы было понятнее: подземные переходы расположены точечно, а шаг кварталов весьма крупный. То есть ночью нужно сделать крюк в 300-700 м — это расстояние двух остановок, для маломобильных это проблема. Да и молодые не будут ходить крюками, а просто перебегут.
Как правило, каждое предложение продублировать подземный переход по земле встречает непонимание и гнев — это очень оскорбляет автомобилистов. Удобно любить то, чем не пользуешься. Очень жалко, что у нас слабые сообщества родителей, пенсионеров и инвалидов и поэтому никто не устраивает публичные заезды по городу на тех же колясках. Даже если просто взять тяжёлые сумки и попробовать их потаскать по переходам, то уже появится совершенно иной опыт пользования городом.
Уверен, что как только мэр Ростова-на-Дону со своими замами попробуют проехать хотя бы по центру на инвалидной коляске, через полгода все такие переходы начнут дублировать по земле обычными переходами.
Но определённый прогресс в Ростове всё же есть: недавно тут сделали переход от парка через Большую Садовую улицу к пешеходной части Соборного переулка. Ранее людям приходилось делать крюк через подземный переход. Само собой, обещанного коллапса не произошло.
Сам переулок сделали пешеходным несколько лет назад. Улица приятная и живая, за смелость точно стоит похвалить:
К сожалению, без проблем не обошлось. Например, здесь решили высадить деревья в кадках, а не в грунт. Предполагаю, что под улицей много коммуникаций и их решили не переносить для ускорения процесса. В итоге улица загромождена гранитными тумбами, для прохода остаётся узкий участок по центру:
Уличная мебель — дорогая и по большей части бесполезная. Видно, что в гранит вбухали много денег, но стало ли от этого лучше? Те же скамейки без спинок, сидеть на них неудобно. Лучше поучитесь у Красноярска делать классную современную уличную мебель!
Ещё тут всё немного разваливается, городские службы явно не привыкли с таким работать:
Напомню новым читателям: любая лужа — это брак.
Над дизайн-кодом и чисткой фасадов от кондиционеров тоже не думали:
Пешеходные переходы через перпендикулярные переходы вымостили плиткой — это хорошо. Но лучше бы приподняли проезжую часть до уровня тротуара и сузили проезд на ширину парковки, чтобы никто не мог запарковаться в зоне видимости зебры:
Вместе с этим переулком реконструировали и несколько улиц поблизости. Тут оставили по одной полосе и расширили тротуары. В целом это хорошо и похвально, наверняка заведения вдоль этих улиц ощутили приток новых клиентов и рост спонтанных покупок (как это случилось в центре Москвы).
Вот только иногда новый широкий тротуар занят гранитными гробами с мелкими деревьями. Толку от этих деревьев нет: они не вырастут и не дадут тень, от ветра и дождя они тоже особо не защитят. Нужно было высаживать в грунт и накрывать приствольной решёткой, тогда был бы и проход, и дерево было бы полноценным.
В целом же основная работа коснулась простой замены старого асфальта на плитку — лучше от этого не стало:
Про доступную среду здесь что-то слышали, но не поняли и сделали доступный четверг.
Ходить по Ростову — значит постоянно смотреть под ноги. Доступная среда в городе есть лишь для автомобилей.
Если же у тебя нет машины, то вот горка с вылетом под колёса:
Вело-самокаты
Я не встретил в городе велополос и велодорожек, хотя тут уж точно не прокатит тезис про 14 месяцев зимы. Зато есть частные прокаты без станций. С ними всё понятно и хорошо, но у велосипеда нет фар, так что ездить вечером и ночью с машинами не стоит, а по тротуарам вы далеко не уедете.
Самокаты везут из Москвы и цепляют их за заборы. Радует, что заборы приносят хоть какую-то пользу, но логотип московского транспорта можно было бы и отодрать:
Платная парковка
Общественный транспорт
Пробки в городе происходят не из-за пешеходов или узких улиц, а из-за большого числа машин. Любая поездка человека на своём автомобиле — это проблема для города и всего общества, поэтому эти поездки пытаются минимизировать. Как? Просто: пересаживая людей в общественный транспорт, велосипеды и другие более эффективные виды мобильности.
Та же платная парковка как раз призвана мотивировать оставить машину дома, поехать на трамвае или автобусе и сэкономить деньги. Если надо в центр города и без машины никак — хорошо, но придётся заплатить за место. Это называется управление мобильностью и спровоцированным спросом, таким занимается каждый уважающий себя город. Соль именно в кнуте и прянике: город демотивирует один вид поездок, предлагая взамен свой сервис. Для этого нужен нормальный общественный транспорт.
В городе всё ещё куча маршруток, хотя за последние несколько лет их стало гораздо меньше. Маршрутка — это паразитический вид бизнеса, его не должно быть в нормальных городах (подробнее об этом писал тут).
К счастью, с каждым годом у нас их всё меньше и меньше: Казань, Москва, Тверь, Новокузнецк уже перешли на новые модели, ряд других городов на подходе. Вот только очень часто маршруточное лобби сращивается с органами власти, поэтому нужен сильный политик, который сможет разорвать порочный круг.
Как я понимаю, маршрутки убирают при обновлении конкурсов на обслуживание маршрутов. То есть город прописывает требования автобусов большого размера и постепенно решает проблему. Вот только при этом муниципалитет забывает прописывать интервалы. Иначе мне сложно объяснить стояние маршрутов на остановках:
Многие маршруты дублируют друг друга, что уже плохо, но плюс к этому они стоят на остановках в ожидании пассажиров. Вместо того, чтобы ехать, люди сидят в транспорте! Такое редко увидишь в России, но это правда: иногда автобус может простоять 5-10 минут на остановке. О каком удобстве общественного транспорта можно говорить, когда люди в нём просто теряют время!?
Пока все города мира пытаются ускорить движение общественного транспорта, вводят приоритет и спрямляют маршруты, снижают интервалы и делают много всего иного для экономии времени пассажиров... в Ростове-на-Дону пассажиры стареют в местных автобусах. Сначала я думал поругать город и ГИБДД за запаркованные выделенные полосы, но какой смысл в этом приоритете, если автобус быстро доедет до остановки и просто будет на ней стоять?
Ещё один атавизм транспортной системы Ростова — кукушки. Точнее, здесь их называют «Свисток» — люди с кучей таймеров подсказывают водителям за чеканную монету, когда уехал их конкурент. Видимо, в городе нет центральной диспетчеризации, а между маршрутами конкуренция за пассажира. Вместо конкуренции всего общественного транспорта с личными автомобилями за человека здесь играют в гонки за оставшихся в живых пассажиров. Это целиком вина мэра и местного дептранса.
Местный трамвай — отдельная боль. Здесь недавно закупили 30 новых трамваев почти на миллиард рублей, но часть вагонов сломана и стоит в депо. Дело в том, что местные специалисты не умеют их ремонтировать и есть проблемы с деталями. Иными словами, вагоны купили, по телевизору красивую картинку показали, а ездить не купили.
В нормальной ситуации либо у предприятия должна быть своя база из сотрудников и оборудования, либо при закупке заключают контракты жизненного цикла, когда производитель сам ремонтирует технику в течение заявленого срока жизни (в Москве давно так закупают всю технику). Здесь, видимо, не смогли ни в первое, ни во второе.
Ещё тут забили на сопутствующую инфраструктуру: трамваи ездят по убитым рельсам, нет безопасных платформ и выделенных полос. Но это мелочи, потому что на каждой остановке водитель продаёт каждому билет — трамвай может простоять минут 5 на остановке. Мы вновь возвращаемся к ситуации, когда транспорт не везёт, а стоит.
Новые трамваи стоят очень дорого, а денег всегда не хватает. Поэтому в нормальной ситуации города сначала подтягивают уже имеющуюся инфраструктуру, а после уже тратят деньги на технику. Проще говоря, сначала ровные пути, платформы для пассажиров, выделенные полосы на улицах и правильное билетное меню, а уже после — новые трамваи.
Тут можно вспомнить принцип с авиаперевозками: компания теряет деньги, когда самолёт стоит в аэропорту, он должен летать и зарабатывать. С трамваями и другим общественным транспортом такая же история — он должен быстро перевозить людей, только тогда люди будут оставлять машину дома и выбирать трамвай. То есть инвестиции должны привлекать новых пассажиров и окупаться, а не стоять на остановке.
Сейчас новые трамваи убиваются о местные пути и старые стрелки.
А низкий пол и доступная среда стали лишь красивыми словами в пресс-релизах, ведь в городе я не увидел ни одной платформы.
В общем
Счастье не в деньгах. У Ростова под боком есть Краснодар, у которого тоже много проблем, но там же одна из лучших трамвайных систем в стране — именно за счёт правильных приоритетов, усердной каждодневной работы и общего понимания роли общественного транспорта в жизни города.
В общем, вряд ли перенимать лучший российский и мировой опыт Ростову мешает климат или бедность. Скорее всего, проблема в головах.