Секрет хорошего вокзала из Дюссельдорфа
Так уж вышло, что мой поезд опаздывает и я застрял на 2 часа в Дюссельдорфе — время показать вам местный вокзал и рассказать про принципы проектирования удобных транспортных хабов! Но начнём с того, что, во-первых, местный вокзал красивый.
Сам вокзал
Текущее здание в стиле модернизма строили с 1932 по 1936 год, сам проект выбирали на конкурсе в конце 1920-х годов ещё во времена Веймарской республики. Интересно, что башня с часами одновременно была водонапорной для заправки паровозов.
После прихода нацистов к власти в 1932 этот стиль начал подвергаться критике как «дегенеративный», поэтому архитекторы и директор имперской железной дороги в Вуппертале потеряли работу.
Вокзал сильно пострадал во время Второй мировой войны, восстановительные работы продолжались до 1959 года. С 1979 по 1985 год вокзал был реконструирован: закрытие сталеплавильного завода позволило открыть второй выход из общего туннеля, под зданием проложили туннель метротрама и обустроили пути для новой пригородной электрички.
В 1985 году вокзал признали памятником технической архитектуры, он находится под охраной государства. Ещё вокзал относится к первой категории — самым важным и загруженным — и считается одним из главных в Германии. Каждый день им пользуются 250 000 человек.
Простая планировка
Залог удобного вокзала — не цвет или материал фасадов, а планировка. Самое лучшее, что на сегодня придумали в мире — это большой широкий проход на уровне улицы под путями. В таком туннеле не заблудишься и даже ребёнок поймёт, где нужный путь.
Структура вокзала подсознательно понятна даже без навигации, хотя повесить большое табло при входе и нумеровать пути всё же стоит. На платформу же ведут лестницы, эскалаторы или лифты:
Почему туннель, а не путепровод (конкорс) сверху? Потому что в таком виде максимально простая доступность с улицы, не нужно лишний раз подниматься и выстраивать дополнительную инфраструктуру. Просто представьте, что у вас есть 2 минуты до отправления поезда и подсчитайте, сколько времени у вас уйдёт на подъём и спуск с чемоданом и сколько — когда нужно просто пройти прямо и подняться. А теперь ещё вспомним, что почти все пользователи вокзала маломобильны по умолчанию.
Кроме того, вокзалы являются продолжением улицы и должны быть включены в городскую ткань. Проще говоря, обычные жители могут ходить через вокзал по пути на работу или к друзьям, закупаться в магазинах или брать кофе, делать пересадку с трамвая на метро и так далее — не обязательно уезжать или приезжать на поезде.
Про табло при входе уже писал, но уточню: прямо при входе должны быть кассы (автоматы) и пункт информации. То есть надо сделать так, чтобы человек увидел всё необходимое для своей поездки ещё до того, как у него возникнет вопрос «а где мне спросить про свой поезд?».
Сами же платформы с обычным набором: навес, скамейки, табло, стенды с информацией, ларёк. Единственное кардинальное отличие от российских вокзалов — индексы вдоль платформы, чтобы можно было посмотреть место остановки нужного вагона на табло и сразу подойти к нужному месту.
Турникеты и шмон
В Германии, как и во многих других странах, нет турникетов — билетное меню строится на основе длительных абонементов, которые проверяют контролёры, о таких системах я рассказывал отдельно. Соответственно, нет нужды строить огромные турникетные залы, удлинять путь и лишний раз тормозить людей.
Никакого шмона и очередей на входе, все двери открыты — про театр безопасности и как зарабатывать под предлогом безопасности в Германии не знают, и это хорошо.
Торговля
Она нужна и точка. Как минимум для тех, кто уезжает утром и не успел позавтракать. Или у кого долгая пересадка. Или чтобы газетку купить в дорогу. То есть это потребность пассажиров, без бизнеса будет страдать удобство общественного транспорта.
Другой важный момент — бизнес помогает окупить строительство и поддержание инфраструктуры за счёт аренды. Но при этом важно избегать паразитирования: удобство пассажиров должно быть на первом месте, поэтому никаких лабиринтов из ларьков! В нашем случае магазины, кафешки и бары идут вдоль туннеля и никак не мешают короткому проходу к поезду — это самое оптимальное расположение.
Пересадки и площадь
Когда мы говорим о городе, а не о селе или небольшой деревне, важно встроить вокзал в общегородскую транспортную сеть. Проще говоря, подвести маршруты и сделать удобные пересадки. Желательно, чтобы расписание трамваев или автобусов учитывало расписание электричек и поездов — вообще не круто, когда приезжаешь на последнем поезде, а последний автобус в твой район уехал 5 минут назад.
Проще всего работают вертикальные пересадки, когда прямо под вокзалом сделаны остановки метро, трамвая или автобуса — такая пересадка может занять буквально 30 секунд, ведь нужно всего лишь подняться или спуститься. Часто в таких случаях делают один лифт, который охватывает и метро, и туннель вокзала, и платформу с поездами. В нашем случае, тут проходит метротрам.
Уличный транспорт останавливается прямо у входа на вокзал, так что давайте перейдём к привокзальным площадям! Начнём с главного: во всех нужных местах есть пешеходные переходы, в том числе прямо напротив центрального входа.
Самое тупое, что только можно сделать, это залить площадь перед вокзалом и сделать вид «и так сойдёт» — в итоге приезжие выходят в город и впадают в шок, потому что ничего не понимают. Здесь же при выходе идёт карта города, чтобы любой человек мог построить маршрут:
Прямо напротив главного входа — пешеходная площадь, которая ведёт прямо к трамвайным остановкам и автобусу. Всё просто и понятно: нашёл, куда тебе надо ехать и маршрут, вышел из дверей и увидел остановку — подсознательно всё понятно.
Мы были перед рождеством, поэтому на площади была мини-ярмарка. Но так как дело происходило в 8 утра субботы, ничего не работало. В целом важно помнить, что пешеходная площадь нужна не только как часть транспортной инфраструктуры, ведь это ещё и общественное пространство — одно с другим может уживаться, если площадь спланирована нормально.
Такси и парковка же размещены сбоку от площади и входа. При выходе из вокзала их видно и идти недалеко, но за счёт разделения водители не мешают трамваям и сразу понятно, куда надо идти. Парковка, само собой, платная.
Вот такой вот вокзал Дюссельдорфа и история, как пользование общественным транспортом может быть в радость!