February 5

Чем заменять кондукторов в транспорте

Покатался на волгоградском троллейбусе и дико недоволен! Оплата проезда в автобусе и трамвае у водителя — самая большая глупость, которую только можно представить. К сожалению, её всё больше в наших городах.


Видимо, на предприятиях таки научились считать деньги и увидели, что на каждый выход техники нужно иметь двух человек: водителя и кондуктора. Это дорого, персонала вечно не хватает, к тому же кондукторы, бывает, приворовывают. И в этот момент у кого-то из руководства возникает гениальная идея: давайте уберём кондуктора, а отрывать билеты и считать сдачу будет водитель! О — оптимизация!

Вот только в такие моменты горе-оптимизаторы забывают, что общественный транспорт должен возить людей, желательно быстро и надёжно, чтобы быть востребованным. С такой же оплатой и входом только через водителя автобус может простоять на остановке минут пять из-за очереди. Несколько таких остановок, и быстрее дойти пешком до нужного места. Если же водитель ещё будет контролировать зайцев, то простой будет ещё больше.

Плюс не забываем, что тот же низкопольный большой транспорт закупают, чтобы люди быстрее входили и выходили из транспорта — это повышает среднюю скорость движения. Плюс такой транспорт доступен для маломобильных. Вот только эти вложения превращаются в тыквы, если вы делаете проход через водителя.

Водитель должен отвечать за дорогу и безопасность, а не обилечивать каждого пассажира. Но и катать кондукторов — тоже дорогое удовольствие. Решение, как водится, давно придумано и работает даже в российских условиях: внедряем длительные проездные и дорогие разовые билеты, ставим валидаторы или компостеры и устраиваем выборочные проверки с полицией. Штраф при этом должен быть равен цене месячного проездного. За год-полтора люди привыкнут к проездным и перестанут надеяться на авось.

Продажу ДОРОГИХ разовых билетов у водителя можно оставить для туристов и забывчивых пассажиров, но лучше просто сделать валидаторы с приёмом банковских карт. Подробнее о билетных системах писал вот тут: urbanblog.ru/230517.html

Да, правильный путь сложнее и дольше, чем просто отменить кондукторов. Ещё он требует вложения в те же валидаторы, изменения местных и региональных норм. Зато это будет системным и устойчивым решением, которое позволит экономить без потери пассажиров и выручки.

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб