Счастье в пересадках
С советских времён бытует мнение, что хороший общественный транспорт должен быть беспересадочным. Типа, выходить-ждать-платить ещё раз и так далее — всё это отпугивает пассажиров и не комильфо.
В каком-то смысле это правда, только она натыкается на суровую реальность: ни одного бюджета мира не хватит на то, чтобы сделать из каждого отдалённого района маршрут до каждого другого и при этом обеспечить короткие интервалы — просто не будет хватать пассажиров и ресурсов на перевозку воздуха.
Поэтому маршруты вроде и есть, но ходят они раз в час, а на остановках иногда останавливается несколько десятков разных маршрутов. Например, в центре Красноярска через остановку «Луч» проходит аж 22 маршрута — вряд ли найдётся человек, который в принципе помнит трассу всех этих автобусов и троллейбусов. А если человек не знает маршрута, то вряд ли поедет на нём. Беспересадочность есть, а пассажиров нет.
Так как маршрутов много, а желающих ехать вне популярных направлений (в-из центра) мало, то и большие автобусы пускать нет смысла — город приходит к маршруткам. Тула, Астрахань и другие города — там даже выделенную полосы нет смысла делать, так как она превращается в одну большую пробку из микроавтобусов. Хотя все эти пассажиры уместились бы в один большой трамвай.
Дублирование и беспересадочные системы не могут масштабироваться и просто в какой-то момент начинают отпугивать клиентов. После начинаются проблемы с финансированием и порочный круг по деградации всей сети. А отмена маршрутов вызывает недовольство оставшихся пассажиров.
При этом классическое советское метро таких ошибок не допустило: одна линия — один маршрут с небольшими интервалами и бесплатными пересадками. Тут здравый смысл подсказал не пускать по каждой линии маршрут на все другие линии.
Сейчас многие города России пытаются оптимизировать наземный транспорт и как раз внедрить подход метрополитена. Первыми об этом заговорили в Екатеринбурге, но не смогли довести до конца. Зато это работает в центре Москвы, и подходы пытаются перенести на остальные районы города. Другие крупные города идут по этому пути.
Сегодня же я прочитал, что реформы пошли и к более мелким городам: в Магнитогорске догадались, что иметь на 413-тысячный город 44 маршрута трамвая бессмысленно. Многие из них работали лишь по определённым дням или часам — попробуй запомнить такое. В итоге будет на пять маршрутов меньше, а за счёт освободившихся вагонов уберут дневные перерывы у других маршрутов. При этом бесплатная пересадка в течение часа действует в городе с 2020 года.
Думаю, скоро таких новостей будет больше: проблема с пробками требуют решений, а массово закупать новую технику вряд ли получится — нужно будет заниматься тем, что уже есть и доводить сеть до нормальной работы.