Москва
June 23

Как в Москве исчезли речные маршруточники

Как город ушёл от хаоса на пристанях с зазывалами и сервисом из 1990-х.


Что было

Долгие годы речной туризм столицы был диким: коммунальщики сдавали причалы по непонятным схемам, после чего каждый предприниматель выдумывал свой маршрут и расписание, а зазывалы в центре сами придумывали цены и могли продать билет даже на переполненный корабль.

В итоге причалы часто оказывались переполнены (все хотят поймать туриста в пиковое время), иногда даже была парковка в два-три ряда, плюс давка в самых хлебных местах, а маршрут с расписанием можно было узнать чуть ли не при посадке. В общем, мало приятного. Навести порядок было тяжело из-за двоецарствия: река и организация движения находилась в ведении Федерации, а сами пристани уже у города.

Новый подход

Год назад город публично объявил о создании транспортного речного трамвая, попутно шла работа над наведением порядка с туристическими маршрутами.

Минтранс таки прописал требование согласовывать движение по Москве-реке с городом. Попутно пристани передали на баланс Центра организации дорожного движения, а Дептранс изменил порядок работы с операторами: ввёл маршруты, расписание с тактом в 15 минут на маршруте и единый портал для билетов. Продажа билетов с рук оказалась незаконной — только сайт и кассы. Правда, из-за 24 февраля городской портал работает лишь с российских ip-адресов.

В итоге на пристани одновременно могут находиться столько кораблей, сколько она физически вмещает. Перевозчики же арендуют пристани на едином портале и могут выбирать только доступные слоты с указанием времени и трассы. При этом тип судна и цену бизнес определяет сам. Всего получилось 8 туристических маршрутов, а процесс работы с городом стал прозрачнее.

Обновление пристаней

Пристани тоже обновили — примерный вид и организацию как раз показали вчера в центре у Зарядья. Начнём с подходов: вокруг много схем маршрутов и объявлений не покупать билеты с рук.

У самой пристани кардинальных изменений нет, просто появилась зона накопления, организация входа-выхода и навигация. Так, есть общая очередь, которая затем делится на подочереди по маршрутам:

Забор ужасен и похож на загон для людей — это вроде как собираются исправить со временем, просто для тестового запуска взяли то, что было.

В целом система распределения похожа на ту, что применяют на футбольных матчах, когда толпу дозируют на группы и постепенно пускают к финальному месту.

Здесь проверяют билеты по QR-коду. Вот так выглядит билет в разных форматах. Как мне сказали, кассы для покупки билетов будут лишь на самых туристических остановках, в остальных же случаях нужно будет покупать билет онлайн.

На билете уже указано место на пристани, куда причалит корабль. Здесь, например, их всего три: А, В и С.

Вход на пристань идёт по одной лестнице, а выход уже по другой. На выходе установлена карта места в дизайне общей системы транспортной навигации города.

В общем, хорошая история административной оптимизации работы маршрутов без дорогостоящих вложений и перестройки инфраструктуры города.

Транспортные маршруты

Отдельная история — речные трамвайчики с транспортной функцией, которые город собирается запускать в ближайшем будущем. Электрические суда только в процессе производства, как и пристани — для этого сервиса город планирует рядом с существующими причалами сделать 23 новых понтонных причала. Швартовка будет не боковая, а носом — это позволит сократить время пути.

Рендер Дептранса Москвы
Рендер Дептранса Москвы

Пока запланировано два маршрута: «Парк "Фили"» – «Киевский вокзал» и «Печатники» – «Автозаводский мост». Транспортный оператор обязан изготовить 21 электрическое судно в рамках 15-летнего контракта жизненного цикла.

У меня есть большие сомнения относительно этой идеи, потому что, какими бы инновационными ни были такие речные трамваи, но тот же автобусный маршрут или обычный трамвай по провозной способности и скорости точно будет быстрее. Хотя тут есть нюанс в отвратительной связанности районов Москвы через реку вне центра — часто мостов катастрофически не хватает. В таких местах речными трамваями наверняка будут пользоваться. Но тут надо бороться не с последствиями, а первопричиной проблемы, потому что речные трамваи можно рассматривать как дополнение к обычному общественному транспорту, но не как его замену.

В общем, будем следить за этой историей.

Рендер элетросудна для речного трамвая Дептранса Москвы

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб