Что не так с новым трамваем Екатеринбург-Верхняя Пышма
Послезавтра в Екатеринбурге запустят новую линию трамвая до Верхней Пышмы. Кажется, это первая в современной истории России междугородняя линия трамвая. В целом новость хорошая, но есть ряд минусов.
❌ Линию в 8,5 км строили за бюджетные деньги по весьма хитрой схеме: по сути, её возводили с налогов УГМК и в её интересах. Но в конце было решено обособить эту систему от общегородской сети и отдать её в концессию на 10 лет. Бизнес закупил 11 Львят, должен построить депо и поддерживать инфраструктуру.
Трамвайная концессия — это транспорт в кредит, вы быстрее получаете услугу, но платите по итогу больше. Согласно соглашению, регион должен обеспечить инвестиционный платёж в 2,97 млрд руб. и эксплуатационный платёж в 1,99 млрд руб. И тут получается не очень хорошая ситуация: пока транспортная система самого Екатеринбурга перегружена и загибается, регион выделяет большие деньги на далеко не самую главную линию, которая пока идёт через леса и частный сектор.
❌ Линия петляет, и ужасная пересадка на метро в 200 м (почти расстояние одной остановки) — тут, в принципе, классика. Хотя, как я понимаю, у бизнеса есть интерес посадить на эту линию большой новый район, что логично, но в текущих реалиях эти планы могут не пойти дальше бумаг.
Если бы линию построили по проспекту Космонавтов и дотянули до м. Уралмаш, то получилось бы спрямить путь, сделать короткие пересадки и сэкономить время пассажиров — такой транспорт явно привлёк бы больше людей и снизил бы зависимость от маршруток и личной машины. Плюс было бы больше вариантов для маршрутов.
Я понимаю, что тут важными факторами могут быть подземные коммуникации и выкуп участков — эти процессы могут сильно удорожить и удлинить сроки проекта. Но всё же трамвайные линии строят на десятилетия, лучше сразу делать хорошо, чтобы затем трамваи каждый день окупали вложения.
❌ Нет интеграции с общегородскими билетами — плата будет зависеть от длины поездки и обойдётся в 22–38,5 рубля. Такая схема оплаты позволяет больше зарабатывать с пассажиров и быстрее окупить вложения, но при этом она не повышает привлекательность общественного транспорта.
Судя по всему, такое решение стало компромиссом между желанием региона сэкономить на выплатах и экономической моделью концессионера. Хотя мне кажется, что можно было ввести зональную оплату на уровне всей агломерации с нормальными проездными, как это делают в большинстве развитых городов мира. Но тут всё упирается в административную сложность такой реформы, ужасное состояние транспортной системы самого Екатеринбурга и бедность бюджетов разных уровней.
❌ Устаревшая инфраструктура — линию планируют и строят с 2015 года и ряд решений банально устарел для 2022 года
Например, тут нет высоких платформ, зачем-то идёт мощение на обособленных участках, иногда обособление сделано только за счёт разметки, и так далее.
Желаю властям Екатеринбурга учесть эти и другие ошибки, чтобы линии в Академический и Солнечный получились лучше. Ну и в рамках других концессий на территории России было бы хорошо учитывать эти ошибки.