Вологодская набережная — извилистый путь горожан к красивому городу
Почему в урбанистике и в целом устройстве городов нет каких-то универсальных рецептов для исправления проблем? Ведь кажется, что всё так просто: берёшь научную базу, копируешь лучшие решения и делаешь так у себя — что сложного-то? Но реальность оказывается куда сложнее и грубее: даже при наличии денег часто делают не как лучше, а как нравится, или — что ещё грустнее — как проще. Даже в рамках России можно найти примеры, когда в соседних городах за одни и те же деньги делают кардинально разные по качеству и осмыслению проекты.
Главная разница между городами кроется не в климате или количестве жителей, а в ответственности горожан и политической обстановке в городе. На мой взгляд, эти два фактора хоть и кажутся несущественными, но именно под их влиянием одни города созидают и развиваются, а другие впадают в депрессию и деградацию. Но к нашему общему счастью, из любой проблемы и ямы можно выбраться: вот небольшая, но очень показательная история из Вологды, как создать на пустом месте проблему и очень долго идти к её исправлению.
Набережная как ценность: с чего всё началось
Это — река Вологда в Вологде. Река не просто дала название целому городу, но была смыслом появления самого города, ведь реки на Руси были источником воды и еды, служили для хозяйственных нужд и торговли. Конкретно тут с 16 века проходил соляной путь до Архангельска, и дальше по Беломорскому пути в Европу. Если кто не знает, соль была очень дорогим ресурсом, потому что позволяла консервировать продукты. Именно благодаря этому торговому пути в Вологде появилась дорогая архитектура, которая стала культурным наследием города. Короче, если бы не река, то Вологды в текущем виде просто не было бы.
Так как город ориентирован на реку, именно тут появились ансамбли и дорогие дома — всем хотелось быть в центре внимания. Ансамбль набережных был сформирован столетия назад и до нашего времени особо не менялся. Поэтому если бы вы до 2018 года стояли на мосту и сравнивали город перед вашими глазами с архивными фотографиями или картинами, то разница была бы минимальной — на уровне дорожных знаков и машин вдоль улиц. Неотъемлемой частью этих панорам были не только дома, но и зелёные естественные берега реки.
Но затем случился 2019 год: власти начали бетонирование набережной. Это стало шоком для горожан, потому что в новостях говорили про берегоукрепление, и казалось, что имеются в виду отдельные места, где с этим изредка бывают проблемы. Вот только бетонирование оказалось сплошным — с вырубкой деревьев и кустов даже в исторической зоне города.
Как выяснилось в процессе стройки, подряд на 265,2 миллиона рублей был разыгран в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» с областным софинансированием. В тендерной документации было указано, что проект разделен на две фазы: берегоукрепление и благоустройство. В действительности же первым этапом работ стало не только берегоукрепление, но и комплексная реконструкция набережных с прилегающей территорией.
Конфликт и манипуляции
Проект благоустройства набережной формально обсуждался, хотя сами жители не были в курсе: он был опубликован на сайте мэрии в 2017 году в разделе «Документы», файл могли открыть только специалисты, а пресс-релизов не было. В итоге за 7 дней после публикации предложений и замечаний от горожан не поступило, что дало возможность запустить процесс подготовки к бетонированию.
Проект разрабатывала компания, которая победила на госзакупках — ОАО «Вологодавтодор». Да, эта компания занимается стройкой дорог, так что нет ничего удивительного, что берег реки запроектировали как откос автомагистрали. Подрядчиком избрана другая дорожная фирма — ООО «Магистраль».
В итоге случился классический градостроительный конфликт: чиновники и политики что-то придумали, кулуарно приняли, а когда «на объект» вышли строители, то оказалось, что этим самым власти плюнули в душу почти каждому жителю. И вопрос тут кроется не в самом проекте, а именно в процессе принятия решения, потому что если бы информация была общедоступной, то наверняка от какой-то части решений отказались бы вовсе, а другая часть видоизменилась бы — и конфликта бы не случилось. Но тут всё пошло не так даже после вскрытия проблемы.
В ответ на угрозу потерять исторический ландшафт города жители объединились для борьбы против проекта. В группу активистов вошли как обычные горожане, так и архитекторы, краеведы, реставраторы и так далее. У протеста появился сайт, активисты работали с журналистами, рассказывали о проблеме и о том, как эту же задачу можно решить другими инструментами с сохранением зелёных берегов.
Но ответом властей на критику был лишь игнорирование и отписки. Более того, в публикациях 2019 года отмечается, что после начала скандала работы на реке лишь ускорились:
«Уже через пару дней вместо трёх бригад на берегу работали девять. Остатки зелёного берега окончательно сгинули под бетоном»
Заодно началась большая кампания по манипулированию мнением людей. Чиновники и политики рассказывали про мусор в зарослях, алкоголиков и непотребный вид города именно из-за зелёной набережной. Не обошлось и без мифического «большинства» жителей, которые якобы поддерживают проект. Правда, никто этого большинства так и не увидел.
Активисты использовали все доступные методы, чтобы привлечь внимание к проблеме. Например, на свежей бетонной набережной жители ночью написали цену проекта: 265 181 410. С удивительной оперативностью краска была смыта городскими коммунальщиками.
Ситуация достигла апогея из-за выхода конфликта на федеральный уровень. Так, в феврале 2019 года о проблеме рассказали на прямой линии с президентом, и даже государственные телеканалы обратили внимание на бетонную набережную в центре Вологды.
В это время подобные проекты готовились и в других городах, но, например, мэр Рыбинска на фоне опыта соседей заявил, что проект нуждается в корректировке, и остановил работы. Но с вологодской набережной пошли другим путём — здесь сымитировали общественное участие и тем самым пытались «узаконить» уже принятый проект в глазах людей.
Для этого на следующий день после прямой линии на заседании в мэрии члены Общественного совета выступили за продолжение работ, заодно прозвучало мнение, что это не тот вопрос, который вообще стоит обсуждать с жителями.
В ответ на эти и другие высказывания горожане стали ещё активнее освещать проблему, писать жалобы на строительные нарушения и даже начали думать над альтернативной концепцией укрепления берегов и благоустройства набережных. И по мере того, как на всё новые доводы и предложения жители получали одинаковые отписки и ответы, пришло понимание, что нужно выходить на митинг за зелёную набережную — он прошёл 24 июля 2019 года.
Сегодня в России сложно представить митинг, а в Вологде их в принципе можно пересчитать по пальцам одной руки за всю современную историю России. Ситуацию накаляли предстоящие выборы главы области, которые должны были состояться той осенью.
По итогам митинга появилось общегородское движение «Река объединяет», которое вскоре анонсировало свою проектную мастерскую и пригласило всех жителей на общественное проектирование набережных. По случайному стечению обстоятельств на следующий день после этого анонса городская администрация заявила свой воркшоп в тот же день, только на час раньше.
Для модерирования городского воркшопа чиновники даже пригласили сотрудников архитектурного бюро «Ярус», но лучше от этого не стало: к участию допускали только после предварительного одобрения и требовали паспорт с регистрацией, на столах у участников были материалы с уже забетонированной городской набережной и примерами других рек с бетонными берегами — инициаторы заставляли людей исходить из того, что набережная уже не будет другой. Кроме того, всех участников разделили по сфере деятельности и сформировали большие группы — в таких условиях невозможно настроить диалог: те же чиновники никак не контактировали с обычными горожанами. В итоге всё свелось к тому, что участники должны были расставить скамейки вдоль бетонной набережной и решить, будет в городе плавучая копия Эйфелевой башни, или нет. Таким образом чиновники хотели сместить акцент на вопросы благоустройства и сымитировать одобрение самого факта бетонирования. При этом участники всё равно высказывались за остановку бетонирования, но в текстовое описание итогов воркшопа это требование удивительным образом не попало.
Общественное мероприятие активистов тоже было проведено, туда впускали всех без исключения и принимали все предложения. В итоговое предложение активистов попадали те решения, которые принимались большинством участников, а остальные отвергались или помечались на доске со знаком вопроса.
«Удивительно, что вторая часть прошла почти без конфликтов, это был настоящий диалог горожан, в котором принимало участие 85 человек. Сформировалось общее видение, пожелания к благоустройству, выявились различия в ожиданиях. И, в конечном счете, было сформировано техническое задание к проекту благоустройства, который должен составить достойную альтернативу проекту, который противозаконно реализует администрация, — отметил Артём Гебелев, руководитель экспертных групп Всероссийского конкурса проектов благоустройства в малых городах и исторических поселениях.
На основе этого вовлечения активисты создали собственную концепцию развития набережной, в основе которой лежат зелёные технологии берегоукрепления и реальные запросы горожан.
После этого чиновники и политики приостановили бетонирование набережной и попытки манипулировать мнением жителей. При этом от самого проекта не отказались, его скорее поставили на паузу. Но дальше случился ковид, вслед за которым внутри города попытались перестроить процессы принятия решений.
А можно ли не бетонировать набережную?
Возможно, в процессе чтения у вас могло сформироваться впечатление, что чиновники не виноваты, и есть только путь укрепления склонов через бетонирование — это не так.
Сегодня в мире при работе с природой инфраструктуру часто разделяют на серую и зелёную. Серая инфраструктура — это бетонирование русел, закупоривание земли и своеобразная власть человека над природой с помощью техногенных инструментов. Подобный метод активно использовали в 20 веке, но на сегодня он считается устаревшим, так как порождает побочные проблемы. Например, в случае с Вологдой специалисты уже отмечают обратный эффект от берегоукрепления: из–за бетона был нарушен естественный водоотвод от застройки в реку, в том числе разрушен исторический дренаж — помимо экологических проблем это приводит к подтоплению домов и разрушению самого берегоукрепления.
Поэтому сегодня в мире чаще используют зелёную инфраструктуру: природными способами типа экодренажа укрепляют берега, создают благоустройство и так далее. Вместо того, чтобы противопоставлять город и природу, специалисты дружат одно с другим и восстанавливают природный баланс. Подобную инфраструктуру можно делать даже там, где территория регулярно подтапливается. Подробнее про зелёную инфраструктуру можно посмотреть здесь.
Что сейчас и что будет дальше
Последние годы конфликт вокруг набережной был заморожен: её бетонирование было приостановлено, а команда мэрии начала внутреннюю реформу. Плюс повлияли два года ковида: у всех были немного другие проблемы. Но недавно появились новости, что на юбилей — в 2027 году Вологде исполнится 880 лет — городу помогут с подготовкой к празднику: в планах провести реставрацию Кремля, построить новый мост и привести в порядок главные места в центре. И судя по заявлениям, заодно займутся и набережной.
При этом ковид не поставил на паузу городские процессы в целом, и в Вологде произошли очень позитивные изменения: после кампании против набережной и митинга мэр города сформировал центр компетенций «Лаборатория городской среды», который занимается благоустройством и активно вовлекает людей. Центр курирует, в том числе, Надежда Снигирёва, которая активно выступала против бетонирования набережной. Тут напомню, что про вологодский центр компетенций и их работу я рассказывал в отдельном ролике, там же есть беседа с Надеждой насчёт вологодского контекста и государственной политики в целом.
И тут любопытная ситуация, как противник стал лучшим другом. Вообще, в России (и наверное не только в России) чиновники и политики частенько предлагают активистам стать частью вертикали или войти в какой-нибудь общественный совет, чтобы переманить их на свою сторону: человек вряд ли будет критиковать то место, где работает — это конфликт интересов и «корпоративная культура» пресекает такое быстро. А ещё это часто раскалывает протестное сообщество, ведь одни «продались», а другие остались «верны себе», и никто не мешает администрации работать дальше.
Но тут получилось иначе и почти образцово: выиграли и активисты, и администрация. Активисты получили доступ к информации и принятию решений, а мэрия города — неравнодушных специалистов и новые компетенции. В Вологде действительно смогли очень круто перестроить процессы и создать одну из лучших практик вовлечения горожан.
Среди прочего, после кампании за набережную под руководством мэрии и центра компетенций в городе даже подготовили и презентовали стратегию развития центра и набережной до 2030 года — подобные документы позволяют делать осмысленные долгосрочные проекты и идти от общего к частному, не совершая глупых ошибок.
Последними абзацами я подвожу к ещё одной новости: сейчас город объявил открытый (!) архитектурный конкурс на предпроектное исследование и концепцию благоустройства набережной. Оператором конкурса выступает та самая «Лаборатория городской среды». Сбор заявок идёт до 14 марта.
Во-первых, если у вас есть возможность — стоит поучаствовать, архитектурные конкурсы на столь знаковые места на дороге не валяются. Во-вторых, и это главное, тут с самого начала весь процесс публичный и конкурентный — строители не выйдут неожиданно для жителей. Кажется, протестный урок был усвоен.
Но я позволю себе побыть немного пессимистом и напомнить, что часто хорошие проекты не реализовываются — причин для этого может быть огромное количество, а сейчас тем более. Так что пока ещё рано говорить о счастливом конце для набережной и горожан — поставить точку можно будет в лучшем случае в 2027 году. Хотя признаю, что даже на текущий момент это уже хорошая история с точки зрения того, как жители могут изменить городские процессы к лучшему, пройдя путь от городских сумасшедших в глазах чиновников до людей, которые напрямую влияют на развитие своего города.