February 7, 2019

Как РЖД усложняет жизнь на пустом месте

О доступности города и транспорта говорят много и довольно часто — с конференций, из телевизора и газет постоянно декларируется доступная среда для жителей. Общественный транспорт не исключение, но если с трамваями и автобусами эта тема действительно потихоньку двигается, то с железными дорогами всё печально.

Проблема в платформах — чаще всего они низкие, из-за чего в большинстве городов России приходится брать электрички и поезда штурмом. Даже молодому и здоровому человеку сложно взобраться на четыре высоких ступеньки, а если у вас сумка, коляска или ребёнок, то легче вообще отказаться от поездки на поезде. В мире давно придумали низкопольные и полунизкопольные вагоны, но российская промышленность и операторы живут в каком-то отдельном мире, игнорируя это.

Даже на высоких платформах умудряются делать плохо: проектировщики изначально закладывают огромную вертикальную и горизонтальную щель. Делают это по простой традиции, хотя нормативы позволяют делать нормально.

Проблема

В мире здорового железнодорожника путь от платформы до поезда должен быть таким:

... или таким:

Это вопрос не только безопасности и комфорта, но и графика: без лишних препятствий люди быстрее выйдут и войдут, поэтому можно терять меньше времени на остановках. Доступность для маломобильных — скорее побочный эффект от желания сократить время простоя техники и людей.

Теперь посмотрим на новые московские жд проекты:

Сюда легко может провалиться ваша нога или ребёнок:

Высота платформ

Платформы у нас принято делать высотой 1100 мм — так сможет проехать электричка, поезд Москва-Владивосток, грузовой состав с углём и даже вагоны с ядерными ракетами. Можно делать и выше, вплоть до 1300 мм, но это нужно согласовывать с Центральной дирекцией управления движением.

На МЦК все платформы сделали 1300 мм, но вот с остальными станциями началась типичная история: никто не хочет рисковать из-за «а вдруг мы через центр Москвы будем танки гонять?!». Правда, никто не может вспомнить случая провоза негабарита через московский узел, но всё равно страшно. Доходит даже до того, что старые платформы опускают при ремонте.

Высота пола вагонов

Практически все пассажирские поезда имеют высоту пола... 1400 мм. Никто не вспомнит причину именно такой цифры, просто она идёт из проекта в проект. Даже новомодные Ласточки сделаны с таким полом, хотя сама платформа Сименса позволяет делать пол от 900 мм, но судьба распорядилась иначе.

Исключениями стали лишь новые Иволги с 1300мм и поезда для Аэроэкспресса с 1275мм — никто не умер ещё от такой дерзости.

Что делать

Очевидно, что устаревшие стандарты нужно менять, иначе ни о каком «наземном метро» говорить нельзя. Огромные щели — реальная проблема безопасности и комфорта, с ростом потоков людей туда точно кто-нибудь провалится. Нужно стремиться к показателям метрополитена в этом плане, а у нас нормальные платформы за миллионы рублей делают менее удобными.

Никто не мешает заложить в конструкцию выдвижную подножку у дверей, если у вас разные поезда и платформы. Это не человека в космос запустить, но сделает общественный транспорт в разы лучше.

Сейчас в России очень не хватает поездов с переменным уровнем пола: для низких платформ и высоких. В соседней Белоруссии это решили с помощью закупки Штадлеров, хотя подобный опыт есть во многих странах.

Нужен поезд с низким уровнем пола, если мы хотим серьёзно развивать пригородно-городское сообщение и популяризировать железные дороги. Сейчас для городских электричек приходится закупать высокие поезда, хотя в каком-нибудь Красноярске высоких платформ вообще нет.

новый состав для красноярской городской электрички, фото НИА-Красноярск

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб