«Город автострад» решил отказаться от автомобилей
Бирмингем — второй по населению город Великобритании (более 1 млн жителей), который когда-то с гордостью назывался «городом автострад». Сейчас же здесь объявили о планах пересадить людей из автомобилей на велосипеды и автобусы.
Согласно плану, город будет разделён на зоны, свободные от автомобилей, автомобилистам же останется использовать кольцевую автодорогу для проезда из одной зоны в другую.
Те, кто передвигается по городу пешком или на велосипеде, не будут испытывать неудобств: их передвижение будет лёгким и более безопасным, а поездки на автобусах станут более быстрыми и надёжными. За основу был взят опыт бельгийского Гента.
Транспортный план Бирмингема, который начали реализовывать на прошлой неделе, был вдохновлён опытом Гента. Этот средневековый бельгийский город всего в четверть размера Бирмингема продемонстрировал, что можно изменить всё за одну ночь: одним воскресным вечером 2017 года улицы центра Гента закрыли для автомобилей и, к разочарованию ожидающих СМИ, не было ни протестов, ни возражений.
Транспортный план Гента запрещает проезд на автомобиле между зонами. Вместо этого автомобилисты должны ехать крюком: сначала на кольцевую дорогу, а затем уже в нужную зону.
С тех пор автомобилисты обнаружили, что поездки стали длиннее, но они занимают меньше времени, потому что на дорогах стало меньше машин. Ранее поездки на автомобиле составляли 55% от общего числа всех передвижений в городе, а теперь только 27%.
Одновременно выросло число велосипедистов: в 2016 лишь 22% поездок в городе было на велосипеде, а планировали достичь 35% к 2030. Цель была достигнута в прошлом году, с опережением на 11 лет.
Магазины и рестораны опасались финансового Армагеддона, но обнаружили, что выручка не упала, а экономическая ситуация улучшилась – количество ресторанов и баров увеличилось на 17%.
В Генте теперь чистый воздух: уровень загрязнения упал на 20%. Также город стал более тихим. Теперь вместо автомобильного шума люди могут слышать, как разговаривают друг с другом, как смеются дети. Мэра, к слову, переизбрали на новый срок, хотя до этого грозились убить.
Реализация плана стоила всего 4 млн евро (3,4 млн фунтов). Для сравнения: строительство одной мили автомагистрали обходится в 20-30 млн фунтов стерлингов.
План Бирмингема
Основной план подобных пешеходных зон — сделать короткие поездки на машине менее комфортными и быстрыми в сравнении с велосипедом или общественным транспортом. В Бирмингеме 25% поездок на машине длинной меньше мили, это расстояние легко преодолеть пешком или на велосипеде.
Также планируют заняться парковками: их будут убирать. Для бизнеса введут налог в 500 фунтов стерлингов за каждое парковочное место для работников. На освободившемся же месте планируют построить 12 800 новых домов.
«Земля дорогая, поэтому она должна использоваться наиболее эффективным способом», — говорится в плане Городского Совета.
Грузовики будут пускать лишь в нерабочее время и с ограничением скорости в 30 км/ч через местные дороги города.
Бирмингем должен «построить будущее, в котором автомобиль больше не будет королём». Автомобили «вредны для здоровья нас самих и наших семей, вредны для наших сообществ и вредны для бизнеса, что измеряется миллионами фунтов потерянной производительности, вызванной перегрузкой» — Васим Заффар, член кабинета городского совета по транспорту и окружающей среде.
В городе не только закроют часть районов для проезда машин, одновременно будут давать больше места пешеходам и велосипедистам. Сейчас менее 1% людей пользуется велосипедом для каждодневных поездок, к 2023 году этот показатель хотят поднять до 5%.
Оригинал: How a Belgian port city inspired Birmingham's car-free ambitions