March 16, 2020

Братислава: лужи, трамваи и панельки

О Братиславе я практически ничего не знал перед поездкой, в голове разве что были кадры из фильма «Евротур» и шутки про железную дорогу до Берлина. Не могу сказать, что наше знакомство началось с моментального переубеждения — город встретил стройкой, кривыми тротуарами с лужами и в целом депрессивной средой.

Моментами казалось, что я скорее где-то в Астрахани, а не Европе. Особенно усиливали эти чувства местные лужи, здания в стиле капром и панельки на фоне. Но разница всё же есть, просто она не столько про детали и красоту, сколько про продуманность.


Временный автовокзал

Из Будапешта до города я доехал на автобусе — автостанция находится рядом с центром, по времени и комфорту это оказалось весьма приемлемо. Сам автовокзал оказался скромным и немного запутанным:

Вокруг кипит стройка, поэтому за границами автовокзала начинается ад и грязь — прямо как дома!

Чуть позже я выяснил, что это временный автовокзал, капитальный строят рядом и собираются совместить с торговым центром. Но временное решение оказалось весьма интересным: здесь интегрировали автовокзал в склад электроники. Не знаю, как власти сумели договориться с бизнесом, но вместе с билетом на автобус можно купить дрель или холодильник.

Двигаемся в сторону центра, новая архитектура и благоустройство сдержанное:

... но под ногами то и дело возникает лужа. Ливнёвка и дренаж тут есть, просто в разуклонку не смогли:

Деловой центр уже немного вырисовывается, здесь же будут башни от Захи Хадид. Но сейчас, возможно, вы узнаете свой город: здесь есть велодорожка, но она обрывается ровно на том месте, где я стою. Связанная велосеть? Пффф! А вот временное оформление островка безопасности хорошее:

Центр

Местами это чистая Рязань:

Местами не очень понятно, что именно:

... но что-то очень родное:

Закрыть модернизм сайдингом? Да без проблем!

Даже КСИЛ сюда добрался!

Опять с людьми не повезло! Ой...

Совсем-совсем исторический центр весьма стандартен для Европы:

Разве что ряд заброшенных домов вызывают образы Люблина:

Некоторым домам закрыли выбитые окна картинами — прямо как в Нижнем Новгороде:

Лужи на центральной площади — ну прямо как дома!

Не островок безопасности, а лужа безопасности! Можно даже уточек пускать:

Но не всё прямо так плохо. Иногда встречаются попытки оживить пространство с помощью граффити:

На торгово-пешеходной улице тоже есть:

Здесь с помощью тактического урбанизма закрыли часть улицы для машин, теперь тут небольшая площадь. Проезд есть лишь для трамваев и велосипедистов:

Получается простая и здоровая ситуация: пешком, на общественном транспорте и велосипеде быстрее и прямее, чем на автомобиле. Так умные города управляют мобильностью горожан.

Велоинфраструктура хоть и находится в зародышевом состоянии, но здесь её не боятся делать.

Другой пример — вместо площади-парковки появилась площадь для людей:

Она пустая, это проблема. Либо здесь не придумали, чем её заполнять и как использовать, либо что-то проводят лишь по определённым дням. За старание — пять, за реализацию — три:

Модернизм

Старая часть города красива, но всё-таки весьма типична для этих краёв. Зато подобного в Европе не так много:

Перевёрнутая пирамида — центр радио. Радует сохранность не только фасадов, но и интерьеров:

Хотя на освещении явно экономят:

Модернизм и брутализм — стили целой эпохи, их можно любить или не любить, но это история, которую нельзя забывать. Здесь интересна судьба площади Свободы в центре Братиславы:

Здесь сложился ансамбль из старого дворца и построек второй половины 20 века с модернистским фонтаном в центре. Фонтан и площадь немного разрушаются, город хотел реконструировать их с полной переделкой, но жители города устроили протесты за сохранение памятника эпохи:

Ремонт нужен, и довольно давно. Но простой снос уничтожит историю места — это уже неприемлемо.

Рассказали, что горожане даже не согласились на замену плит тротуара — они добротные и являются неотъемлемой частью площади. Но оригинальные скамейки всё же куда-то увезли, поставив взамен серо-коммунальные лавки из металла (рукалицо):

Ужасный мост

Мост СНП в Братиславе — знатный пример градостроительного варварства.

Мост соединяет центр города с противоположным берегом, был построен в 1972 году. Ради его строительства уничтожили много исторических кварталов братиславского Подградья, пал практически весь еврейский квартал. На месте бывшей синагоги сейчас установлен мемориал с чертежами здания:

Плох не сам мост, а его подходы: автомобильная развязка не помещалась среди старого центра. Кроме того, новые объёмы слишком масштабные, они спорят с памятниками истории и перебивают своей массивностью акценты. Пишут, что от вибраций разрушаются здания:

Видимо, основная задача была сделать побольше пропускную способность для машин, а прочие параметры уже не так интересовали. Теперь весь поток с автомобильного моста упирается в светофоры на обычных улицах. Можно было сделать мост без развязки, с трамваем для компенсации провозной способности, но это же не так интересно.

Минусов много, но некоторые из них смогли минимизировать  — например, надземные переходы продублировали по земле. А вот без заборов не смогли:

Под мостом же сделали автобусную станцию — место не вымирает и не так сильно маргинализируется за счёт этого:

Трамвай

Теперь давайте о приятном — в городе крутой трамвай. Братиславу сложно назвать богатым городом, но тут очень даже понимают потенциал и важность этого вида транспорта. Даже находят деньги на его развитие и закупку новых вагонов.

В советские годы были построены линии в несколько крупных районов массового жилищного строительства. Кое-где даже сделали «заготовку» под возможный переход трамвая с узкой колеи (1000 мм) на стандартную европейскую (1435 мм):

Братиславский град, расположенный на холме над Дунаем. Подняться к граду можно пешком или на троллейбусе. Под холмом тоже можно проехать — в 1943-1949 был построен автомобильный тоннель длиной чуть меньше 800 м. В 1981 из-за большой загазованности и отсутствия достаточной вентиляции машины убрали, вместо них пустили трамвай в 1983 году.

фото: imhd.sk/ba/galeria/1223/tramway-tunnel?&p=13

С 2015 года в городе стали появляться новые вагоны от Шкоды, сейчас их порядка 60 штук:

Купить билеты можно через автоматы, но многие из них принимают лишь монеты:

Можно по карте внутри салона:

В целом система напоминает Прагу: единый билет, оплата по зонам, проездные на время с бесплатной пересадкой и так далее. Чувствуется общее прошлое.

Стык здорового человека: в отличие от обычных стыков, этот практически не чувствуется при переезде за счёт своей формы — трамвай плавно съезжает с одного рельса на другой:

Есть много технических тонкостей, которые позволяют трамваю ездить тихо и плавно. Тут, например, стрелка на поворот отнесена к остановке, чтобы трамвай сразу заезжал на неё и спокойно поворачивал. Часто такое делают, чтобы машины не убивали механизм стрелки.

Есть несколько пешеходных улиц с трамваем, на них сосредоточен основной бизнес.

Само собой, трамвай не стоит в пробке. И стрелки переключаются автоматически. И прочее-прочее-прочее. Даже старые вагоны выглядят здесь подобающим образом:

Самый крупный транспортный проект 2010-х в Братиславе — строительство трамвая на правый берег Дуная в район Петржалка. Это самый большой спальник города, многие даже считают его крупнейшим в Европе. При постройке туда не стали тянуть трамвай, вместо этого решили ждать метро, которое даже начали строить. Но экономическая ситуация начала 1990-х поставила всё на место: метро не будет, ездим на трамвае.

Ради трамвая полностью заменили конструкции «Старого моста» через Дунай, по которому в начале XX века проходила линия интерурбана в Вену. Мост стал трамвайно-пешеходным:

Пока введена лишь первая очередь, трамвай заходит всего на две остановки вглубь берега. Из-за этого трамваи с двумя кабинами и дверьми на каждую сторону — оборотного кольца нет.

Самый большой спальник

Родные, панельные, твои:

Про зарубежные панельки и сам подход микрорайонной застройки уже столько раз всего писал, что позволю себе не повторяться — все посты на эту тему можно найти по тэгу.

Есть несколько деталей, которые отличают эти спальники от отечественных. Например, здесь всё ещё нормальные входные группы с просматриваемым подъездом:

Архитекторы серьёзно планировали развести людей на два уровня: машины снизу, люди — сверху. Видимо, бюджета хватило лишь на несколько домов со стороны улиц, да и то сейчас всё продублировано по земле:

Снизу парковка и зоны разгрузки, на втором этаже галереи и бизнес:

В глубине квартала разделение тоже есть, но более деликатное. Например, дорожка от остановки идёт сбоку от парковки:

Сами парковки здесь не растыканы в случайном порядке перед подъездами «где бы влезло», а всё же сосредоточены точечно на пустырях:

Перед подъездами тоже есть парковки, но такие дома имеют выходы на обе стороны — со второй стороны проезда нет.

Иными словами, здесь хотя бы частично смогли сохранить концепцию пешеходного пространства внутри микрорайона.

По периметру же всё по классике — пространство машин, где страшно отправить ребёнка переходить дорогу. Хотя даже тут понимают важность островков безопасности!

И что?

В Братиславе можно встретить множество типичных для России и большинства постсоветских стран деталей и проблем. Здесь явно осознали свои возможности и живут с этим, но умеют точечно вкладывать деньги в нужные места: работа с трамваем и тактический урбанизм — те вещи, которые у нас явно сейчас проседают, а здесь уже есть опыт их использования.

Но самое важное в другом: здесь жители понимают свою ответственность за город. Это выражается не только в любви к скамейкам и фонтанам, люди регулярно выражают недовольство по каким-то коррупционным делам и иным политическим событиям — это напрямую влияет на жизнь в стране и городе.

newsnow.tasr.sk

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб